Пациенты с полисом ОМС вправе отказаться от платных услуг и потребовать бесплатную помощь. Разъяснения и порядок действий.
Россияне с полисом обязательного медицинского страхования (ОМС) могут получать бесплатную медицинскую помощь по базовой и территориальной программам. Однако в некоторых случаях в поликлиниках предлагают платные услуги. Эксперты разъяснили, как избежать навязывания платных процедур и на что имеют право пациенты.
Платные услуги допустимы, если:
Используются медицинские изделия с дополнительными преимуществами, не входящие в стандарты ОМС.
Назначаются лекарства, не включенные в перечень жизненно необходимых (ЖНВЛП) и не требующиеся по экстренным показаниям.
Если пациент соглашается на платную услугу, он должен подписать три документа:
Отказ от бесплатной услуги (врач обязан объяснить, как её получить).
Согласие на платную услугу.
Договор на оказание услуги.
Каждая платная услуга требует отдельного договора. Если после оказания помощи потребовали оплату без предварительного согласия, пациент вправе отказаться платить.
Что делать при навязывании платных услуг:
Обратиться к заведующему поликлиникой с требованием предоставить бесплатную помощь по ОМС.
Если вопрос не решен, подать жалобу в страховую компанию или территориальный фонд ОМС.
Согласно письму Минздрава от 22 декабря 2023 года № 31-2/И/2-24207, использование бюджетного оборудования для платных услуг не должно ухудшать условия бесплатной помощи или увеличивать сроки её ожидания.
Пациенты вправе требовать соблюдения своих прав: отказ от платных услуг не должен влиять на качество и доступность медицинской помощи, финансируемой из бюджета, пишет "Доктор Питер".