Эксперименты с погодой в России начались еще в 1940-х годах и продолжаются до сих пор. Сегодня одну из главных ролей в исследованиях играет Центральная аэрологическая обсерватория в Долгопрудном.
- Я посвятил этой работе 46 лет, так что о главных экспериментах знаю не понаслышке, - говорит начальник Центра физики облаков и активных воздействий Центральной аэрологической обсерватории Баграт Данелян. - Сегодня мы с коллегами работаем сразу по нескольким направлениям: борьба с градом и засухой, которые могут сильно навредить сельскому хозяйству, уменьшение количества осадков, также есть отдельные технологии для рассеивания туманов и искусственного спуска лавин.
Специальными ракетами по граду бьют на юге России - в Краснодарском и Ставропольском краях, на Северном Кавказе: ракета распыляет вещество, благодаря которому образуются небольшие градинки, они выпадают вниз и тают, не долетая до земли. Увеличением количества осадков занимаются в разных регионах: весной этого года в Ставропольском крае, например, как следует пролили поля, чтобы получить хороший урожай, а в Якутии с 2022 года «вызывают» дожди перед сезоном пожаров - чтобы уменьшить их количество и площади.
Туманы рассеивали раньше в Шереметьево, сейчас эту технологию временно не используют. Искусственно лавины запускают на Кавказе: следят, где скапливается снег, и обстреливают эту зону из артиллерийских орудий, чтобы он сошел до того, как сможет навредить людям.
Еще одно важное направление - это уменьшение количества осадков. Впервые эту методику использовали в 1986 году после аварии на Чернобыльской АЭС, когда важно было не допустить, чтобы радиация попала в водные артерии. А на Чернобыль как раз шли дожди…
- Мы свою задачу выполнили: с мая по июнь в 30-километровой зоне вокруг Чернобыльской АЭС, где шли работы, осадков не выпадало вообще, - вспоминает Баграт Данелян.
В 1980-е годы работали еще над снижением количества снега в Москве. Сейчас власти задумываются над возобновлением этих работ, но пока погоду улучшают лишь в дни государственных праздников - 9 Мая и в День России. А еще в День города - Москва его отметила в минувшие выходные.
Чтобы непогода не омрачила праздник, готовиться к нему начали заранее. За неделю до дня икс на самолеты начали устанавливать необходимое оборудование, в четверг их перегнали на аэродром Чкаловский, откуда в полночь с пятницы на субботу они поднялись в небо на дежурство. Руководили всей операцией из Центра управления полетами, а с небесной канцелярией уже на месте «договаривались» сотрудники Центра физики облаков и активных воздействий: Дмитрий Кирин (руководитель полета), Александр Струнин (измерял параметры облаков, чтобы понять, сколько в них влаги), Александр Пацианский (отвечал за собственно распыление активных веществ) и Николай Крутиков (старший консультант, который летает уже полвека и учит молодых специалистов премудростям профессии).
- В работах по метеозащите участвуют 10 самолетов: семь Ан-26, два Ан-12 и наш самолет-лаборатория Як-40, - рассказывал при подготовке к полету Александр Струнин. - Сперва мы поднимаемся на высоту развития облаков, пролетаем сквозь них, чтобы понять, насыщены ли они влагой и что собой представляют.
В зависимости от полученных результатов применять будут разные вещества для воздействия - йодистое серебро, жидкий азот, гранулированную углекислоту или грубодисперсный порошок. Йодистое серебро - это частицы, похожие на кристаллики льда, на них «налипает» вода из облака, образуется капля, и в итоге проливается дождь. Задача - сделать так, чтобы он прошел задолго до Москвы, поэтому, если облако движется к городу со скоростью 50 км в час, то воздействовать на него начинают в 150 км от мегаполиса. У жидкого азота и углекислоты похожий принцип действия, но другие диапазоны температур для использования.
Пожалуй, самая необычная технология - это использование грубодисперсного порошка в кучевых облаках, которые приносят с собой локальные, но сильные дожди. Начнем с того, что порошок поднимают в самолет в виде коробки весом в 20 кг, которую обвязывают специальными тросами, а на высоте выкидывают за борт (делают это в альпинистском снаряжении и с кислородными масками на лице). Коробка рвется, и порошок высыпается в облако.
- В таких облаках воздух активно поднимается вверх, а порошок создает движение частиц вниз вместе с холодным сухим воздухом, из-за чего облако перестает расти, а значит, и дождя от него не будет либо прольется совсем мелкий, - объяснил Александр Струнин.
ТТХ Як-40
Дмитрий ПОЛУХИН
- Самая большая опасность - это, конечно, обледенение самолета, которое нарушает его аэродинамику. А учитывая, что мы работаем с облаками, оно так или иначе возникает, - признает Дмитрий Кирин. - Другая опасность - это движение воздуха внутри облака, скорость потоков может достигать 20 метров в секунду вверх и вниз, что создает большую нагрузку на всю конструкцию. А еще есть грозовые фронты, внутри которых нам тоже приходилось работать, а это просто совокупность неблагоприятных явлений: и потоки воздуха, и влажность, и разряды молний. К счастью, за штурвалом у нас опытнейшие летчики-испытатели, которые знают, как действовать в любой ситуации.
- Получается, в наше время дождь можно нашаманить из ниоткуда и угнать тучи в никуда? - спрашиваю я ученых. Те лишь качают головой: увы, они не волшебники.
- Призвать дождь из ниоткуда по-прежнему нельзя, для этого нужна так называемая ресурсная облачность, то есть облака определенной высоты и толщины, внутри которых есть вода. Вот тогда из нее можно «организовать» дождь, - объясняют они. - И наоборот: совсем разогнать облака в небе невозможно, но мы можем существенно уменьшить количество осадков, точнее, «заставить» дождь пролиться, не доходя до Москвы, к примеру.
КАК У НИХ?
Регулированием погоды, кроме России, также занимаются в США, Израиле, Канаде, Японии, Южной Корее, Индонезии, в странах Персидского залива (там вообще уже 10 лет проводится большой эксперимент по искусственному увеличению количества осадков). Методика у всех похожая, потому что разработками раньше часто делились на международных конференциях (последняя такая прошла в 2011 году на Бали). В отличие от других стран, у нас «засев», то есть выпуск специальных веществ (реагентов) в облако, происходит сверху, а в США, например, снизу, поэтому американцы получают более смазанный эффект.
ТРИ НАИВНЫХ ВОПРОСА
Изменение климата, теплые и бесснежные зимы - это последствия экспериментов над погодой?
- Конечно же, нет, - отвечает начальник Центра физики облаков и активных воздействий Центральной аэрологической обсерватории Баграт Данелян. - Во-первых, наша работа локальна и кратковременна. Во-вторых, до того как применять какую-то технологию, ее десятки лет испытывают на метеорологических полигонах, в том числе чтобы убедиться в ее безопасности.
Современные методики могут решить проблему тропических ливней в Москве?
- В свое время мы исследовали тропические ливни на Кубе, разрабатывали методы регулирования процессов, которые их вызывают. Чтобы сделать то же самое для Москвы, нужно изучить условия их появления здесь, а это достаточно длительный процесс, особенно с учетом того, что такие ливни на самом деле пока что достаточно редки.
Можно ли сотворить хорошую погоду на все лето, скажем, в Сочи?
- Теоретически это возможно. Но это очень сложная задача, которая требует больших материальных и людских затрат. Более того, в перспективе такая работа может повлиять на климат в регионе в целом, так что делать это не нужно.
СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ
Как водород спасет мир от смерти из-за глобального потепления