В городе Сочи прошел практический семинар «Земельно-имущественные отношения в сфере дорожного хозяйства», модератором которого выступил начальник профильного Управления Росавтодора Александр Соколовский.
«Реализация масштабных дорожных проектов, будь то строительство, реконструкция или капитальный ремонт автодорог неотъемлемо связана с блоком земельно-имущественных отношений. Данный семинар – отличная возможность для активной дискуссии на самые разные темы. В их числе, безусловно, подготовка территории строительства, оформление земельных отношений, учет и управление имуществом, наполнение федеральной государственной информационной системы контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов (ФГИС СКДФ) данными по имуществу и земельным участкам. В рамках второго дня семинара большое внимание будет посвящено развитию многофункциональных зон дорожного сервиса и устойчивой связи вдоль сети дорог. Участники семинара смогут ознакомиться с докладами ключевых экспертов отрасли», – рассказал в своем приветственном слове Александр Соколовский.
Участников семинара приветствовал заместитель директора Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России Антон Козлов. Он рассказал о произошедших и планируемых изменениях федерального законодательства в области дорожного хозяйства.
В частности, спикер остановился на изменениях, внесенных в федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» №257-ФЗ, которые регламентируют размещение систем связи и антенно-мачтовых сооружений в полосе отвода дорог, влияющих на комфорт и безопасность пользователей автодорог, а также на проекте положения о придорожных полосах.
Также в режиме видео-конференц-связи тему продолжил начальник Управления нормативно-правового регулирования в сфере земельных отношений и гражданского оборота недвижимости Росреестра Василий Корякин. Эксперт подчеркнул, что в Российской Федерации земельное право развивается достаточно стремительно, подтверждением тому служат многочисленные изменения законодательной базы, регламентирующей земельно-имущественные отношения.
Начальник отдела земельных отношений профильного Управления Росавтодора Камав Маханов дополнил доклад представителя Росреестра о совместной работе данного ведомства с Минтрансом РФ и Росавтодором над положениями нового федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации» №295-ФЗ, принятого в июле 2025 года, который позволил закрыть большое число «белых пятен» в законодательстве по определению видов разрешенного использования земельных участков, в том числе в отношении размещения линейных объектов.
По теме «Организация подготовки территории строительства автомобильных дорог общего пользования федерального значения» с докладом о выдаче разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов дорожного сервиса (ОДС), размещаемых в границах полос отвода автодорог, выступил начальник отдела организации подготовки территории строительства профильного Управления Федерального дорожного агентства Дмитрий Обухов.
Спикер отдельно остановился на нормативном регулировании в части выдачиразрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, порядке проведения осмотров объектов вдоль автомобильных дорог сети ГК «Автодор», а также напомнил, как осуществляется региональный государственный строительный надзор в отношении ОДС.
В ходе еще одной значимой темы семинара – «Учет и управление имуществом» участники мероприятия обсудили перспективу развития ФГИС СКДФ в части формирования отчетности по земельно-имущественным вопросам и ОДС. В ходе дискуссии участники пришли к мнению, что планомерная аналитическая работа в данной системе и своевременная актуализация данных обеспечит наилучший результат.
Начальник отдела управления имуществом Управления земельно-имущественных отношений Росавтодора Анастасия Пугаева акцентировала внимание участников семинара на особенностях и значении передачи участков автодорог, утрачивающих признаки федерального значения, из федеральной собственности на иной уровень власти.
Спикер отметила, что взаимодействие федеральных казенных учреждений и органов исполнительной власти субъектов РФ в части передачи автодорог должно быть системным и тщательно проработанным с учетом реализации необходимого комплекса мероприятий.
Анастасия Пугаева также рассказала слушателям об оптимизации подведомственных Росавтодору федеральных автономных учреждений, статусе их реорганизации и ликвидации.
В рамках второго дня семинара участники обсудили развитие ОДС и инфраструктуры федеральной дорожной сети. В последние несколько лет Российская Федерация заняла внушительную позицию на мировой арене в части развития многофункциональных зон дорожного сервиса (МФЗ), что способствует увеличению внутреннего туристического потока.
Директор департамента развития туризма Минэкономразвития России Алимбек Хидзев и начальник отдела информационного обеспечения Управления научно-технических исследований и информационных технологий Росавтодора Николай Круглов рассказали о развитии автомобильного туризма, верификации туристских маршрутов, концепции развития МФЗ на подведомственной Росавтодору дорожной сети. В данной концепции определены условия и мероприятия по развитию инфраструктуры вдоль подведомственных трасс.
Напомним, что в 2024 году была утверждена Генеральная схема размещения МФЗ на федеральной сети, содержащая более 260 перспективных локаций, включая туристические маршруты в 55 субъектах РФ. А уже в 2025 году сформирована аналогичная схема уже на опорной сети региональных межмуниципальных дорог – это еще более 220 локаций в 48 регионах страны.
В состав многофункциональных зон отдыха входят АЗС, мотели, предприятия торговли, игровые площадки, кафе, сооружения связи, станции технического обслуживания, стоянки междугородних автобусов и иные объекты, удовлетворяющие насущные потребности пользователей автодорог и способствующие повышению инвестиционной привлекательности регионов, стимулированию развития малого и среднего бизнеса.
С докладом «Опыт размещения сооружений связи вдоль автомобильных дорог общего пользования федерального значения» выступил заместитель начальника профильного Управления ведомства Михаил Коновалов. Он рассказал, какие бывают основания для размещения линий и сооружений связи в границах полос отвода автодорог и в границах придорожных полос магистралей, а также на какие существенные условия договоров, заключаемых владельцами инженерных коммуникаций с владельцами автодорог, следует обратить внимание.
Вместе с тем, заместитель генерального директора ГК «Сервис-Телеком» Дмитрий Болотов отметил существующие системные проблемы размещения средств связи в границах полос отвода автодорог и пути их решения, среди которых можно выделить стандартизацию (а именно, разработку типовых проектов, заранее одобренных Росавтодором), а также активное участие башенных операторов в рабочих группах Минтранса, Минцифры РФ и Росавтодора для выработки Единого регламента работы.
Опытом развития МФЗ в Республике Татарстан поделился с коллегами заместитель начальника ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» Алмаз Галеев. Так, на обходе Нижнекамска и Набережных Челнов и на участке реконструкции федеральной трассы М-7 «Волга» с 1070-го по 1166-й км предусмотрены площадки для строительства МФЗ, в результате которого расстояние между объектами дорожного сервиса будет составлять не более 30 км. На сегодняшний день реализованы уже шесть локаций одновременно с вводом в эксплуатацию данного участка автодороги.
Опытом, планами по развитию и сложностями по реализации ОДС поделились представители компаний нефтегазового рынка, а также индустрий общественного питания, гостиничного сервиса и гостеприимства.
Безусловно, размещение МФЗ и ОДС в их составе производится с учетом множества транспортных, географических, экономических, нормативно-правовых и социальных факторов. К транспортным факторам можно отнести, например, интенсивность потока автомобилей на том или ином маршруте, степень его удаленности от крупных населенных пунктов.
Современные тенденции в развитии ОДС изучают в том числе специалисты Казанского государственного архитектурно-строительного университета. Доцент вуза Тагир Зиннуров поделился с участниками семинара предложениями по развитию и повышению привлекательности площадок отдыха в России. В их числе – создание системы туристско-информационных центров на базе ОДС как услуги для автотуристов, внедрение информационных знаков, сигнализирующих автолюбителям о приближении к ОДС, и другие эффективные меры.
В заключение важно отметить, что проведенный практический семинар по теме земельно-имущественных отношений, безусловно, позволил лучше ознакомиться с нормативно-правовой отраслевой базой, обменяться опытом и установить новые профессиональные связи между участниками мероприятия.
СПРАВОЧНО:
Семинар «Земельно-имущественные отношения в сфере дорожного хозяйства» прошел в г. Сочи с 10 по 11 сентября 2025 г. В его работе приняли участие более 130 человек, среди которых представители Минтранса России, Минэкономразвития, Минцифры России, Росреестра, сотрудники подведомственных Росавтодору федеральных учреждений, научного сообщества, специалисты ведущих отечественных предприятий, студенты Института транспорта и сервиса, операторы связи, эксперты бизнес-сообщества, обеспечивающие надежное функционирование дорожно-транспортного комплекса.