ВЕЧЕРНИЙ ЗВОН:
дата уходящего дня
24 мая 1900 года на воду был спущен крейсер 1-го ранга «Аврора», который войдет символом Октябрьской революции сначала в советскую историю, а потом в анекдоты. За ироничное отношение к «кораблю сомнительной славы, который сумел даже избежать гибели на дне Цусимского пролива», и устроил однажды разнос бойкому журналисту Л. писатель-моряк Виктор Конецкий:
«Корабли гибнут не "на дне", а в волнах океана. До дна еще дойти надо. И надо суметь избежать гибели в бою и прорваться сквозь окружение вражеских кораблей, получив в бою 18 снарядов, с убитыми командиром и 14 матросами, имея на борту 8 раненых офицеров и 75 раненых.
Вы, господин Л., попробуйте-ка представить себе, что значит экипажу остаться в бою без командира. Умение маневрировать, умение стрелять, умение заделывать пробоины, умение уклоняться от торпед и снарядов, умение работать за всех убитых и раненых, и, главное, не спустить флаг, а прорваться сквозь окружение противника, который в десятки раз сильнее тебя и по количеству, и по качеству, и еще дойти от Цусимы до Манилы на изрешеченном снарядами корабле.
"Что тебе снится, крейсер "Аврора" - эффектная концовка, господин Л., для начинающего сочинителя в литкружке. Много чего снится "Авроре", очень много:
"Наши команды держались в бою выше всякой похвалы. Замечательное хладнокровие, находчивость и неустрашимость проявлял каждый матрос. Золотые люди и сердца! Они заботились не столько о себе, сколько о своих командирах, прикрывая в момент разрыва собой офицеров.
Покрытые ранами, кровью матросы не оставляли своих мест, предпочитая умирать у орудий. Даже не шли на перевязки! Посылаешь, а они: "Успеется, после, теперь некогда!" Только благодаря самоотвержению команды мы заставили японские крейсера отойти, утопив у них два судна, а четыре выведя из строя, с большим креном…"
А почти через четыре десятка лет авроровцы будут громить гитлеровцев со снятых орудий главного калибра в районе Пулковских высот…
Честь имею, «Аврора»!