Вслед за Геленджиком после трёхгодичного перерыва возобновляет свою работу другой аэропорт юга России — аэропорт Краснодар. Полёты гражданских рейсов будут выполняться ежедневно с 9 до 19 часов. Первый регулярный рейс готовят на 17 сентября. На конец месяца запланирован запуск международных рейсов в Стамбул, Ереван и Дубай. И у самых внимательных теперь возникает справедливый вопрос: раз открывают аэропорты, значит, это с чем-то связано? Не результат ли это каких-то кулуарных переговоров и преддверие перемирия? Или же настолько велика уверенность в полной защите воздушной гавани?
Интенсивность движения аэропорта пока что составит не более пяти взлётно-посадочных операций в час.
И эта новость действительно важная для региона — аэропорт Краснодар (Пашковский) был закрыт для гражданских рейсов с февраля 2022 года из-за мер безопасности, связанных с началом СВО. За эти 3,5 года полёты в него были запрещены, как и в другие аэропорты на юге и в центре России (например, в Ростове-на-Дону, Воронеже или Курске), чтобы минимизировать риски для гражданской авиации.
Аэропорт Краснодар подготовился // Скриншот страницы с ТГ-канала "Царьград ТВ"
Регион Краснодарского края — ключевой для туризма, сельского хозяйства и логистики. Закрытие аэропорта сильно ударило по местным: пассажиры летали через соседние города (например, через Минеральные Воды). Это, естественно, удорожало и усложняло поездки. Открытие позволит запустить регулярные рейсы — первый из Москвы ("Аэрофлот", 17 сентября), а потом из Питера, Екатеринбурга, Новосибирска и других городов. Это даст стимул экономике.
Вопрос переговоров
И тут есть один важный момент. Открытие аэропорта сейчас — это результат кулуарных переговоров? Военный блогер, политолог и волонтёр Алексей Живов, кто один из первых анонсировал открытие Пашковского, в комментарии Царьграду поставил под сомнение, что готовящиеся изменения как-то связаны с переговорами:
Никаких предпосылок нет. Конца конфликта пока не вижу, поэтому открытие аэропорта никак с этим не связано. Думаю, это связано с обеспечением безопасности. Решили, что можно работать даже в таких условиях. Это уже давно обсуждалось.
Как указано в сообщениях Минтранса и Росавиации, перед открытием аэропорта межведомственная группа провела детальную работу по анализу рисков. Это включает проверку систем ПВО, координацию с военными и Госкорпорацией по ОрВД. Ограничения на полёты (только с 09:00 до 19:00 МСК, не более пяти взлётов и посадок в час) — способ минимизировать риски в тёмное время суток, когда сложнее отслеживать угрозы, такие как БПЛА.
Власти уверены в безопасности аэропорта//Скриншот страницы с сайта Минтранса
Безопасность превыше всего
Открытие аэропорта, скорее всего, означает, что системы ПВО в регионе усилены или модернизированы. Краснодар — стратегически важный регион, близкий к зоне конфликта. Поэтому без уверенности в способности оперативно реагировать на угрозы (например, перехват дронов или ракет противника) рейсы бы не возобновили. И это подтверждается опытом других аэропортов: например, в Элисте и Геленджике полёты тоже открывали только после аналогичных проверок.
Однако это не значит, что ситуация полностью безопасна. Ограничения по времени и количеству рейсов показывают, что риски всё ещё учитываются, и система ПВО, вероятно, работает в повышенной готовности. Если обстановка останется стабильной, могут снять ограничения или расширить расписание, как это было с Геленджиком, где после успешного старта добавили новые рейсы.
Обеспечение безопасности — задача государства. И если мы открываем небо в регионах, то значит, государство убеждено в эффективности её защиты. Что за этим стоит — не предмет публичного рассмотрения. Но факт остаётся. Значит, предпринятые меры дают основание открыть небо. И противнику не надо знать почему. Важно, что восстановлено воздушное сообщение,
— отметил Царьграду руководитель Центрального исполкома "Офицеров России", генерал-майор ФСБ в отставке Александр Михайлов.
Защита аэропортов с помощью ПВО — многоуровневый подход, который включает как традиционные ЗРК для перехвата угроз на дальних и средних дистанциях, так и специализированные средства для борьбы с низколетящими целями, такими как БПЛА. В России сегодня акцент делается на интеграцию этих систем в единую сеть, чтобы минимизировать риски для гражданской авиации, не нарушая её работу. Сейчас это особенно актуально для южных регионов, таких как Краснодар.
Можно выделить три ключевых компонента, которые использует русская армия для защиты аэропортов.
Первый. Дальние системы (например, С-400), которые обеспечивают "зонтик" защиты на расстоянии до 400 км. Они интегрируются с радарами и командными пунктами для раннего предупреждения. В Краснодарском крае и на юге такие комплексы развёрнуты для прикрытия воздушного пространства, включая аэропорт Пашковский. Они особенно эффективны против крылатых ракет и дронов на дальних подлётах.
Второй. Средние и ближние системы ("Панцирь-С1/СМ"). Идеален для аэропортов, так как сочетает радары, ракеты и артиллерию для перехвата дронов и вертолётов. В 2025 году его модернизировали для массовых атак БПЛА — теперь может нести до 48 мини-ракет для экономии основных боеприпасов. Развёрнут как раз в южных регионах.
Боевой модуль "Панцирь-СМД-Е" с активной фазированной антенной решёткой//Скриншот страницы ТГ-канал "Царьград ТВ"
Третий. Специализированные антидроновые системы — РЭБ. Для этих целей в этом году были введены как минимум две разработки — Система "Неоскан" и "Двина-100М". Причём последнюю Ростех начал поставлять как раз 11 сентября! Совпадение? Не думаю.
"Двина-100М" подавляет каналы управления БПЛА, GPS и передачу данных на расстоянии до 100 км. Работает в диапазоне — 40...+50°C, не мешает радиосвязи аэропортов.
Кто следующий?
Естественно, люди задают животрепещущий вопрос, а какой аэропорт откроют следующим. Конечно, многим очень хочется, чтобы это был "Симферополь". Министр курортов и туризма Сергей Ганзий 12 сентября сообщил, что Крым должен быть полностью готов к возобновлению работы воздушной гавани.
Люди задают животрепещущий вопрос, а какой аэропорт открою следующим. Фото: Ranglen / Shutterstock.com
А в июле 2025 года глава Крыма Сергей Аксёнов и глава Росавиации Дмитрий Ядров обсудили состояние аэропорта: инфраструктура в порядке, персонал на месте (даже набирают новых сотрудников), и объект технически готов к работе. Аксёнов отметил, что после открытия пассажиропоток может превысить докризисные рекорды (до 7-8 млн в год). Но окончательное решение, конечно, принимают Минтранс и другие ведомства, включая Минобороны, с приоритетом на безопасность.
Но риски всё ещё высокие. Песков в июле подтвердил: безопасность полётов — главный фактор, и фактор БПЛА и ракетных угроз пока не позволяет запустить рейсы. Регион ближе всех к зоне конфликта, поэтому ограничения продлевают регулярно.
Открытие аэропорта Краснодара — очень позитивный сигнал. Однако Симферополь — самый уязвимый из-за географии.
Можно предположить, что, скорее всего, следующим будет аэропорт Платов в Ростове-на-Дону. Это один из ключевых хабов на юге нашей Родины. В марте 2025 года гендиректор Платова подтверждал, что всё готово, но ждут зелёного света от Минтранса.
И, как утверждают источники Царьграда, уже с июня в Платов поступают заявки на сотрудников по их профилю. Открытие ожидается в ноябре.
Что с того?
Минтранс работает над постепенным возвращением аэропортов к работе, чтобы не перегружать систему сразу. Открытие Пашковского логично следует за Геленджиком и Элистой.
Это мощный сигнал уверенности и возвращения к нормальной жизни. За этим решением стоит титаническая работа по обеспечению безопасности: усиление ПВО, внедрение новейших систем РЭБ и тщательный анализ рисков. Каждый взлёт и посадка здесь — это не только удобство для пассажиров и стимул для экономики всего южного региона, но и наглядное доказательство способности государства гарантировать защиту своих граждан даже в непростых условиях.
Этот шаг вселяет надежду, что вслед за Краснодаром небо откроют и другие ключевые аэропорты юга России, приближая тот день, когда полёты станут вновь безопасными и привычными для всех.