Подведомственные Министерству просвещения Российской Федерации вузы в 2024 году выполнили 26 научно-исследовательских работ (НИР) по продвижению русского языка и российского образования за рубежом. Реализованные проекты охватили свыше 30 стран, включая государства Африки, Ближнего Востока, Латинской Америки и Азии.





«Наш Президент Владимир Путин неоднократно подчеркивал важность продвижения русского языка и российской культуры за рубежом. Привлечь большее число граждан других государств к их изучению помогает работа российских университетов и специализированных центров открытого образования. Они создаются по поручению Главы государства и сегодня действуют уже в 62 странах мира, включая Китай, Индию, Вьетнам, Кубу, Венесуэлу и другие», — сообщил заместитель Председателя Правительства России Дмитрий Чернышенко.
Важными направлениями в научно-исследовательской работе педвузов стали разработка методических материалов для изучения русского языка, повышение квалификации педагогов – обучение иностранных преподавателей современным методикам, проведение совместных исследований.
«Научно-исследовательская работа педагогических вузов позволяет расширить присутствие русского языка в мире и популяризировать российское образование. В дружественных странах Евразии, а также во многих государствах Латинской Америки и Африки мы видим большой интерес к его изучению и создаем условия для его освоения, открывая центры образования на русском языке и обучения русскому языку, реализуя различные гуманитарные проекты, в том числе «Российский учитель за рубежом». Уверен, что дальнейшая научно-исследовательская деятельность педвузов придаст импульс развитию русского языка за рубежом и будет способствовать укреплению партнерства и дружеских отношений между странами», – отметил Министр просвещения РФ Сергей Кравцов.

Научно-исследовательские работы носят прикладной характер. Среди наглядных примеров – модель продвижения русского языка в Ливанской Республике и Исламской Республике Иран, включающая программы для школ и курсы повышения квалификации, созданная научным коллективом Московского педагогического государственного университета (МПГУ). В рамках НИР были разработаны программа «Русский язык. Второй иностранный язык (7–12 классы)» для ливанских и иранских школ, программа переподготовки «Теория и практика преподавания русского языка как иностранного» для слушателей, получивших высшее нефилологическое образование в России, программа повышения квалификации для преподавателей курсов русского языка как иностранного «Современные тенденции обучения русскому языку как иностранному». Кроме того, специалисты МПГУ подготовили общеразвивающую программу «Первые шаги: от звука к букве, от буквы к слову (слушатели 15+)», включающую методические рекомендации, учебные и учебно-методические материалы для проведения олимпиады по русскому языку (уровни А2–В1).
«Наш научный проект реализован в 2024 году по направлению «Международная деятельность (проекты)». В его цели и задачи входила разработка модели продвижения научно-методического потенциала российского образования в сфере преподавания русского языка в школах Ливана и Ирана с учетом страноведческой специфики. Мы создали модульный контент методических рекомендаций, которые могут стать, с одной стороны, рабочим материалом для учителей русского в Ливане и Иране, а с другой – основой для написания этнически ориентированных учебников и учебных пособий для изучающих русский язык в школах», – отметил профессор кафедры методики преподавания русского языка Института филологии МПГУ Анатолий Устинов.
В перспективе вуз планирует разработать цифровое сопровождение учебных материалов по русскому языку и национально-ориентированные учебные пособия, которые будут размещены на образовательной онлайн-платформе, что позволит сделать изучение русского языка в Ливане и Иране более доступным.
Параллельно в Благовещенском государственном педагогическом университете реализовали НИР, направленную на продвижение русского языка в Корейской Народно-Демократической Республике (КНДР). Как рассказала проректор по научной работе вуза Наталия Киреева, ученым удалось выявить лучшие практики международного сотрудничества КНДР в сфере образования, создать методическое обоснование и разработать рекомендации, которые будут способствовать продвижению российского образования в этой стране.
Cхожая задача стояла перед учеными Воронежского государственного педагогического университета, которые апробировали модель мотивации обучающихся в Демократической Республике Конго и Республике Конго к изучению русского языка и разработали научные основы создания современного учебника, отвечающего задачам формирования у обучающихся такой мотивации. Коллектив разработал раздел ресурсного обеспечения учебника, включающий образовательный интернет-ресурс с банками аудио- и видеоуроков, методические рекомендации, тренажеры и сборники аутентичных диалогов для работы с африканской аудиторией, а 12 программ дополнительного образования (от А1 до В2) стали основой для апробации модели мотивации конголезских учащихся к изучению русского языка.
Не менее значимые результаты достигнуты в Ульяновском государственном педагогическом университете им. И.Н. Ульянова, где разработали программу повышения квалификации для учителей Федеративной Демократической Республики Эфиопия, направленную на развитие функциональной грамотности учащихся в цифровой образовательной среде. Обучение прошли более 20 педагогов, а все материалы размещены в цифровой среде Университета Бонга. Другая научно-исследовательская работа педвуза была посвящена созданию концептуальной модели социокультурного воспитания детей и молодежи в партнерстве России и Египта. В ходе исследования разработаны программы социокультурного воспитания и взаимодействия с египетскими образовательными организациями по трем направлениям: научно-методическому, образовательному и просветительскому. Также подготовлена программа повышения квалификации учителей «Социокультурный подход к формированию коммуникативной компетентности», рассматривающая русский язык как код культурного наследия. Апробация проведена в образовательных учреждениях обеих стран.
Коллектив Шадринского государственного педагогического университета (ШГПУ) изучил культурно-цивилизационные особенности развития и систему образования Республики Сейшельские Острова и предложил способы продвижения русского языка и русской культуры в этой стране. Так, выделено два стратегических направления продвижения русского языка на Сейшельских Островах.
«Первое – расширение гуманитарного присутствия Российской Федерации в Республике Сейшельские Острова. Это направление может быть реализовано через развитие туристического присутствия россиян на Сейшелах, знакомство сейшельцев с культурой России через культурно-просветительские проекты, продвижение российского образования, прежде всего, в подготовке учителей. Также наши ученые предложили рассмотреть вопрос о введении в национальный учебный план школ Сейшельских Островов положения о возможности выбора учащимися между русским и французским языками для изучения русского языка в качестве иностранного. Кроме того, в этой стране можно создать учебные комплексы по изучению русского языка для разных целевых аудиторий: дошкольников, школьников, студентов вузов, работников туристической сферы», – рассказала первый проректор ШГПУ Ирина Колмогорова.
Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского в 2024 году выполнил два масштабных научно-исследовательских проекта, направленных на продвижение русского языка и русской культуры в том числе в Республике Камерун. В планах университета на 2025 год – перезагрузка методик преподавания русского языка в Африке, интеграция естественно-научных и гуманитарных знаний, а также исследования в сфере искусственного интеллекта.
В рамках другого научно-исследовательского проекта ученые Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета разработали дополнительную общеобразовательную программу «Русский язык как иностранный в диалоге культур» и методические рекомендации по обучению русскому языку (уровень А0). Научные материалы апробировали на базе Центра открытого образования на русском языке в Международном университете менеджмента города Виндхук (Намибия). Также учеными созданы сборники сценариев культурно-образовательных событий.
Коллектив Новосибирского государственного педагогического университета представил проект модели организационно-методического и кадрового обеспечения образовательной деятельности на русском языке в Китайской Народной Республике (КНР): разработана интерактивная карта высших, средних специальных учебных заведений и школ Сибирского федерального округа и КНР, сотрудничающих в сфере образования, создан интернет-портал Международного научно-методического центра сопровождения педагогов, преподающих русский язык, литературу, а также иные дисциплины на русском языке в КНР.
Экспертами Уральского государственного педагогического университета разработаны и апробированы методические рекомендации по организации постдипломного сопровождения педагогических кадров в Пакистане. Чувашским государственным педагогическим университетом им. И.Я. Яковлева составлены проекты по продвижению русского языка и культуры в Демократической Социалистической Республике Шри-Ланка: шесть программ дополнительного образования по русскому языку как иностранному, которые включают учебный план, расписание занятий, содержание курсов, оценочные и методические материалы. Оренбургским государственным педагогическим университетом создан учебно-методический комплекс по русскому языку для иностранных обучающихся разных возрастных групп и подготовлены учебно-методические пособия для обучения русскому языку в Республике Уганда.
Ученые Ярославского государственного педагогического университета (ЯГПУ) им. К.Д. Ушинского предложили применять цифровые и медиадидактические решения в продвижении русского языка и российской культуры в странах Западной Африки – Кот-д’Ивуаре и Гане. Научно-исследовательская работа позволила выявить основные направления и методы, которые могут быть использованы для повышения эффективности образовательных программ в странах Западной Африки. Кроме того, разработаны цифровые медиадидактические решения с учетом особенностей местной культуры и образовательных потребностей западноафриканского населения.
«Такие решения помогают создавать более доступные материалы, что способствует повышению мотивации учащихся. Важным шагом вперед стало создание телеграм-канала «Русская мечта», который помогает поддерживать связь с африканскими студентами и распространять информацию о российских образовательных программах», – подчеркнула директор Института педагогики и психологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, профессор кафедры социальной педагогики и организации работы с молодежью Ирина Тарханова.
Вторым глобальным направлением научной деятельности стало исследование моделей и практик подготовки педагогических кадров в странах Западной Африки. Изучив систему образования Ганы и Кот-д’Ивуара, ученые ЯГПУ им. К.Д. Ушинского представили технологии и средства взаимодействия с университетами-партнерами, что позволило выработать стратегии взаимодействия на разных уровнях образования, в том числе и на педагогическом. Разработка совместной педагогической платформы для стран-партнеров станет в перспективе основным инструментом для данного взаимодействия.
Коллектив Самарского государственного социально-педагогического университета разработал этноориентированную модель подготовки учителя русского языка как иностранного для образовательных организаций Объединенной Республики Танзания. Ключевым результатом НИР стало создание системы непрерывной подготовки с учетом этнокультурных особенностей танзанийцев. Ученые разработали дополнительную общеобразовательную программу «Русский язык как иностранный» (уровни А1, А2, В1), основную профессиональную образовательную программу бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки – «Русский язык как иностранный» и «Английский язык»), учебно-методический комплекс по страноведению «Россия становится ближе». Апробация проведена на Международном форуме «Время учиться в России» и по дистанционным программам вуза.
Коллектив Чеченского государственного педагогического университета в рамках НИР разработал программно-методическое обеспечение, а также модель образовательно-развивающей среды для формирования коммуникативного поведения билингвов в условиях арабо-русского двуязычия в гетероэтнических семьях России и стран Персидского залива. Результаты, полученные в ходе изучения семьи, опыта семейного воспитания, позволяют использовать наиболее эффективные методы работы с родителями в гетероэтнических семьях по формированию активного и сбалансированного арабо-русского двуязычия, учитывая интересы и потребности каждого ребенка и каждой семьи.
В Томском государственном педагогическом университете (ТГПУ) определили, как продвигать русский язык в Республике Кения. В рамках НИР был разработан этноориентированный учебно-методический комплекс для обучения русскому языку кенийских граждан.
«Продвижение русского языка и русской культуры в странах Африки, в частности в Республике Кения, представляет собой одну из ключевых миссий современной России. В контексте стремительных изменений в образовательной и медийной сферах эта задача требует гибкости в выборе стратегий продвижения и адаптации содержания информационных и образовательных материалов к реалиям национальной жизни кенийцев. В ходе выполнения НИР был использован комплексный подход, который включал в себя анализ открытых данных масштабных исследований в Республике Кения, метод фокус-групп, проведение ассоциативных экспериментов разных типов, анкетирование потенциальной целевой аудитории», – отметила директор Института иностранных языков и международного сотрудничества ТГПУ Анна Богданова.
Ученые Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого разработали модель непрерывной подготовки преподавателя русского языка как иностранного и проверили ее на практике в Республике Сербской Боснии и Герцеговины, создав программы дополнительного образования и курсы повышения квалификации. Апробация учебных материалов показала их острую необходимость.
Набережночелнинский педвуз в рамках НИР создал модель эффективного продвижения российского образования в Туркменистане, подготовив программы дополнительного профессионального образования для учителей этой страны. Апробация результатов исследования проходила на площадках туркменских образовательных учреждений – для педагогов были организованы лекции.
Ученые Государственного университета просвещения создали дистанционные курсы русского языка как иностранного для Федеративной Республики Нигерия. Коллектив вуза разработал модель обучения русскому языку и культуре для школьников, студентов, аспирантов, магистрантов, бизнесменов, представителей туристической индустрии и других специалистов, что важно для развития сотрудничества России и Нигерии. Также было подготовлено лингводидактическое описание русского и английского языков в сопоставлении с крупнейшими национальными языками Нигерии – йоруба и хауса. Кроме того, разработаны лингвокультурологические программы по русскому языку для курсового обучения нигерийских слушателей, а также дидактические материалы для проведения обучения в дистанционном и смешанном форматах. Материалы включают учебник «Каникулы в Африке», словарь к учебнику, тестовые материалы и пособие по чтению, которые уже прошли апробацию в нигерийских университетах-партнерах. Это первые учебные материалы, созданные с учетом родного языка учащихся, их этнических и психологических особенностей, а также соответствующие современным методикам преподавания русского языка как иностранного вне языковой среды.
Научный коллектив Алтайского государственного педагогического университета реализовал два проекта по продвижению русского языка и образования на русском языке. Для Малайзии создана образовательная платформа по математике и точным наукам на русском языке, а также разработаны двуязычный сайт с результатами исследований, методические материалы для педагогов (включая электронные рекомендации), учебное пособие по проектной деятельности в точных науках. Для Афганистана проведен комплексный анализ системы образования, по результатам которого разработаны инструменты исследований (интервью, фокус-группы), учебные пособия по русскому языку для носителей языка дари, а также аналитическая записка по продвижению русского языка.
Армавирский педвуз разработал модель интегрированного обучения русскому языку и литературе для обучающихся Армении, а также подготовил научно-методическое пособие для педагогов «Применение современных технологий при проектировании интегрированного урока на русском языке (на примере Республики Армения)», рабочую тетрадь «Магия времен года: учим русский язык с радостью» и набор обучающих карточек для учащихся 5-х классов. В 2024 году результаты НИР апробированы и внедрены в школе «Усмунк» при Российско-Армянском университете и школе № 122 им. А.А. Блока (г. Ереван, Армения). В 2025 году планируется расширить работу, охватив не менее четырех общеобразовательных организаций Армении.

Президент Российской Федерации Владимир Путин неоднократно отмечал стратегическую значимость продвижения русского языка за рубежом как важного элемента мягкой силы, средства укрепления культурно-гуманитарных связей и поддержки российских соотечественников. Сохранение и развитие русского языка как государственного языка РФ, наряду с поддержкой языкового многообразия народов России, остается одним из ключевых направлений государственной политики. В рамках реализации этих задач российские педагогические университеты планируют расширять международное сотрудничество. В числе приоритетных направлений – развитие цифровых образовательных ресурсов и платформ для изучения русского языка, укрепление позиций русского языка в мировом образовательном пространстве. Особое внимание уделяется странам Африки и Азии, где интерес к российскому образованию продолжает расти.