Наверное, коллеги, ничего неожиданного не скажу. Но всё же: сегодняшний террористический набег на Новороссийск необходимо оценивать не только с военной, но и с политической точки зрения. И здесь, конечно, мне, как историку, очевидны две вещи:
Набег на Новороссийск — и по форме, и по сути — это, конечно, классическая британская операция, которая продолжает традицию не просто диверсионных операций на море, но и морского пиратства. И здесь важный аспект: морское пиратство становится в последние месяцы легализованным на политическом уровне инструментом гибридной войны со стороны Запада против России. В этом компоненте Британия, очевидно, сильнее других стран объединённого Запада.
Атака на Новороссийск, изначально нацеленная на поражение портовой инфраструктуры, имела в качестве вторичной цели устрашение, в том числе гражданского населения. Иными словами — создание условий для дестабилизации общественно-политической обстановки в важнейших для безопасности России регионах, где, в том числе, расположены объекты, значимые уже не только для функционирования российской, но и мировой экономики. И это тоже классическая британская тактика — геоэкономический шантаж.
В целом же мы должны исходить из того, что для Лондона любые, даже самые минимальные и спорные подвижки в переговорном процессе по Украине — как нож у горла. Потому что другого такого варианта, как «проект Зеленский», им не найти. А без него вся глубина геополитического и экономического банкротства современной Британии станет окончательно ясна даже слабеньким европейским лидерам типа Макрона.
Отсюда важный вывод: Британия и дальше будет играть на обострение, срывая все усилия и России, и Трампа по выходу на мирное урегулирование конфликта вокруг Украины. Но осознаёт ли американское руководство, насколько Лондон является враждебной силой и для него? Вопрос пока остаётся открытым. Равно как и ответ на вопрос, понимают ли все относительно здоровые силы и на Западе, и на Востоке, что Британию нужно остановить — пока Лондон не свалил мир в воронку неконтролируемой эскалации.
А как политолог хотел бы отметить ещё один момент: мы не можем исключать того, что британцы, которые, очевидно, являются сейчас главными «операторами» проекта «Зеленский» (и «минеральная сделка» Трампа с Киевом здесь ничего не изменила и не могла изменить), получив существенно более серьёзное влияние в НАТО, вполне могут пойти на расширение «ареала» использования прокси-сил на море.
В частности, операции, подобные новороссийскому рейду, могут быть осуществлены, например, в Балтийском море, где уже фактически легализовано морское пиратство. И надо понимать, что только мерами пассивной обороны, опирающимися на героизм наших лётчиков и моряков, в том числе и гражданского флота, данная угроза нейтрализована быть просто не может. Для пресечения британского пиратства нужен переход к проактивной обороне.