Политолог Владимиров: снятие запрета с «Талибана»* – признание очевидного факта

Эксперт рассказал телеканалу «Краснодар», что значит инициатива Генеральной прокуратуры РФ о снятии запрета на деятельность афганского движения «Талибан»*.

В нашей стране Талибан* находится под запретом более 20 лет. За это время много воды утекло, изменились политические реалии. Давайте вспомним, почему вводился запрет. Начало двухтысячных годов, весь мир шокирован чудовищной трагедией в США, Россия борется с международным терроризмом на Кавказе.

Пользуясь случаем, Америка быстро сколачивает коалицию и вторгается в Афганистан. А далее и вовсе свергает власть правящих в Кабуле в то время талибов. Симпатии всего прогрессивного мира на стороне борцов с террором. Правда, быстро выясняется, что в самом Афганистане не все жаждут видеть штатовских марионеток у власти. В стране начинает нарастать сопротивление. Кстати, президент Путин проявил тогда недюжинную политическую дальновидность и уклонился от сомнительной чести участвовать в оккупации соседней страны.

А вот запретить деятельность Талибана на территории России пришлось. Впрочем, нет худа без добра. Подобные строгости помогли в свое время сбить накал экстремистской деятельности в России и навести порядок в правовом поле. Страна продолжала укрепляться, ширились связи с нашими соседями из Средней Азии, логично на повестку дня выходила проблема смуты в Афганистане.

В отличие от времен пребывания «за речкой» советских войск афганский режим держался на заморских штыках. Талибы консолидировались, укрепили свои позиции внутри страны и приступили к организованному сопротивлению. Талибы в нулевых иностранной помощи практически не получали, при этом их военные удары становились все более и более мощными.

В итоге все вылилось в спешное бегство американцев из Кабула и триумфальный захват столицы новыми властями. Тут-то и пригодилось наше неучастие в афганском конфликте. Былые разногласия забылись, да и после сравнения двух зол афганцы вдруг обнаружили, что советские солдаты не только проводили военные операции против оппозиции, но строили дороги, заводы, жилье. Сейчас все это звучит наивно, но инфраструктура Афганистана до сих пор построена на советском фундамента. США какими то большими мирными проектами не отметились. Сбежали, бросив тонны военного снаряжения, а уж как проходила эвакуация их приспешников из местных и вовсе войдет в историю. Впрочем, им не привыкать, достаточно вспомнить, как они уходили из Вьетнама.

Как ни странно новая афганская власть сразу столкнулась с терактами экстремистских группировок. Довольно быстро порядок был наведен, и власть талибов распространилась на всю страну. Прошло время, никакого экспорта радикальных идей не случилось, а ведь пугали западные аналитики: талибы не остановятся, вторгнутся в Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан. Однако новые власти прежде всего заявили о готовности развивать экономические связи. Препона одна: необходимо юридически оформить отказ от былых запретов движения.

В политике партнеров не выбирают: сегодня Афганистан нуждается буквально во всем. А что взамен, спросит недоверчивый критик? Ну что ж, помимо экзотических восточных лакомств, Афганистан имеет запасы газа, нефти, лазурита иных ценных минералов и ископаемых. Все это необходимо добывать и реализовывать. Конечно, слабой афганской промышленности в одиночку такие проекты не осилить. Хотя в одиночестве афганцы и не останутся. Большой интерес проявляют китайские компании, не прочь поучаствовать и Пакистан, но там на отношения накладываются пограничные споры. Поэтому оставим США эмоции после позорного бегства, а сами займемся выстраиванием трезвого взаимовыгодного сотрудничества. Без идеологии, экспорта революций и других радикальных идей.

* – движение Талибан внесено в единый федеральный список, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством России террористическими.

Автор: политолог Дмитрий Владимиров

Источник: Телеканал Краснодар

Топ

Лента новостей