КАЗУС МОРАЛИСТА
За 20 лет литературной работы я написал дюжину писательских биографий. И ответственно заявляю, что никаких святых средь литераторов (а также артистов, художников, музыкантов и проч.) – нет. И быть не может.
Встречаются, правда, в этой среде моралисты, догматики и фарисеи – ну так они, как правило, ничего не создают и не производят, кроме желчи собственного изготовления.
Наши национальные гении, увы и ах, играли в азартные игры, пили иной раз просто непотребно, путались с женщинами, причем женщины их зачастую тоже оставляли желать лучшего в смысле морального облика.
Собственно говоря, то же самое можно сказать и о наших гениальных женщинах: сложные были судьбы у них, чего греха таить.
Наши гении были живыми. Они не были мертвецами. В конце концов, как бы они описали нас и поняли нас, грешных, если б прятались от жизни в норе.
Более того: знание обо всём этом лично во мне лишь увеличило любовь к моим героям: от Пушкина до Есенина, Шолохова, Бориса Корнилова и Ольги Берггольц.
Заметим попутно, что обратная стратегия – в попытке залакировать этих страстных и ярких людей до парадного глянца – лишь отпугивает новые поколения.
Их можно понять: молодые люди тоже хотят иметь дело с живым и настоящим. Они хотят угадывать свою боль и свои метания в русской словесности, в русской культуре.
В свете всего вышесказанного я расцениваю коллективный наезд на Маргариту Симоньян как сущую дичь.
Якобы в своей программе Симоньян бросила тень на актрису Валентину Серову – возлюбленную Константина Симонова, рассказав, на самом деле, вещи, в литературоведческой среде известные примерно всем.
К моему великому изумлению, это нелепое письмо подписали несколько уважаемых людей. Бог знает, что их побудило это сделать.
Впрочем, и у этого скандала есть плюсы. Известное количество людей пойдёт искать информацию про Симонова и Серову. Заодно и Симонова почитают, и фильмы с Серовой посмотрят.
С трудом представляю себе человека, которого шокирует тот элементарный факт, что она действительно имела алкогольную зависимость (и по этой причине не раз теряла работу). На самом деле, я из письма так и не понял – это госсекрет или что?
Лучше б та же самая компания собралась и пробила академическое собрание сочинений Симонова (его нет) или экранизацию любой из его пьес, повестей, романов. А то и самой его удивительной и потрясающей жизни.
Впрочем, заранее предположу, что делать они этого не будут. Основную часть своей жизни Симонов был милитаристом и сталинистом, кочевал с войны на войну, славил и любил вождя; и даже мемуары «Глазами человека моего поколения» этого не перечеркивают. Но, напротив, это подтверждают.
Вы бы, уважаемые коллеги, так же, с тем же напором, Симонова любили, верили ему и написанному им, с каким воюете нынче за мнимую и скучную якобы правду.
Правда, рискну предположить, не в комических умолчаниях про общеизвестное. Правда в любви и честности.