20 октября 1982 года состоялся роковой матч «Спартака» и «Харлема».
Ровно 43 года назад произошла одна из самых страшных трагедий в истории советского спорта. Тысячи футбольных болельщиков собрались на Центральном стадионе имени В. И. Ленина на матче за кубок УЕФА между московским «Спартаком» и голландским «Харлемом». Вот только никто и представить себе не мог, что спортивная арена всего в один момент превратиться в настоящий ад, а 66 человек так и не смогут выйти со стадиона…
Роковой матч 1/16 Кубка УЕФА проходил 20 октября 1982 года на территории нынешних «Лужников». В тот день в столице выпал первый снег, а отметка на термометре опустилась до -10 градусов. Вместимость стадиона составляла 82 тысяч мест, но из-за плохой погоды билетов было выкуплено всего 16 643 билета.
К началу матча от осадков успели расчистить всего две открытые трибуны – восточная и западная. Основную массу зрителей посадили на первую. Игра началась в 19:00. Первый гол «Спартак» забил уже на 16 минуте. Ближе к концу продрогшие от холода болельщики стали выдвигаться на выход. Всего лишь за 20 секунд до финала Сергей Швецов приносит «Спартаку» второй гол, в то время как на трибунах уже началась давка.
Огромное количество людей скопилось на лестнице восточной трибуны «С», единственной, которую оставили открытой. Согласно одной из версий, всё началось с падения девушки. Несколько человек остановились, чтобы помочь ей подняться. Передняя часть толпы остановилась, а задние ряды продолжали движение, что и породило давку. Люди начали падать на бетонный пол, перила лестницы выгибались и ломались под напором толпы.
Пока одни пытались вытащить других из «людской мясорубки», аморальные воришки наживались на чужом горе, снимая часы и драгоценные украшения с рук зрителей и обчищая их карманы. Только по официальным данным, трагедия унесла 66 человек, в числе которых в основном были подростки. Ещё 60 человек были госпитализированы с ранениями и травмами разных степеней. Пострадавших распределяли по всем свободным отделениям. Некоторые утверждали, что в тот день количество жертв на стадионе превысило 300 человек, однако официального подтверждения данному факту не последовало.
О страшном и кровавом событии решили умолчать, чтобы не сеять панику среди народа и избежать наказания за несоблюдение техники безопасности на спортивной арене. Однако новость всё же просочилась на страницы газеты «Вечерняя Москва» на следующий день. Сухая заметка на последней полосе гласила, что на стадионе имени Ленина произошёл несчастный случай. Есть пострадавшие. Ведётся расследование. И на этом всё. Масштабы трагедии пытались скрыть, а со зрителей брали подписки о неразглашении.
Уголовное дело было возбуждено Московской прокуратурой примерно через месяц. Расследование велось около трёх месяцев. Обвинения выдвинули против директора стадиона Виктора Кокрышева и управляющего Юрия Панчихина. Ответственных за трагедию задержали и направили в Бутырскую тюрьму. Также виновными признали замдиректора К. Лыжина и командира подразделения милиции С. Корягина, но они попали под амнистию.
В 1992 году у западных трибун на «Лужниках» установили мемориал «Погибшим на стадионах мира», а на 25-ю годовщину трагедии ветераны «Спартака» и «Харлема» провели матч памяти.







































