Советский физик указал на неправильную оценку поглощения медленных нейтронов в чистом графите.
История атомной бомбы могла сложиться совсем иначе. Германия имела серьёзный научный задел и мощную исследовательскую школу. В этой стране впервые расщепили атомное ядро. Но вот спустя годы стало ясно, что в расчётах немецких физиков скрывалась роковая ошибка, которая затормозила их ядерную программу. Обнаружил её летом 1945 года Игорь Курчатов, изучив трофейные материалы Третьего рейха, о чём стало известно из рассекреченного документа Службы внешней разведки России, сообщает РИА Новости.
11 февраля 1943 года совершенно секретным распоряжением Государственного комитета обороны СССР Игорь Курчатов был назначен научным руководителем советского атомного проекта. Именно ему предстояло возглавить работы, которым вскоре будет присвоен высший государственный приоритет. К этому моменту Германия уже несколько лет вела исследования в области атомной энергии. В 1940-1942 годах один из ведущих немецких физиков-экспериментаторов Вальтер Боте изучал поглощение нейтронов в графите.
На основе экспериментов учёный пришёл к выводу, что чистый графит не подходит в качестве замедлителя нейтронов без значительного обогащения урана, однако его заключения оказались ошибочными. Это повлияло на дальнейшее развитие программы. Работы по реактору типа «уран-графит» начали сворачивать. Немецкие учёные сосредоточились на альтернативном варианте – тяжёлой воде.
Параллельно в Германии велись исследования по получению урана-235. Как позже отмечал Курчатов, эти работы шли довольно интенсивно, но не выходили за рамки лабораторных экспериментов и не давали перспектив промышленного производства.
Ставка на тяжёлую воду также не принесла результата. Производственные мощности находились в оккупированной Норвегии, и заводы по её выпуску неоднократно подвергались диверсиям со стороны союзников и норвежского Сопротивления. Поставки стратегического вещества были сорваны, что серьёзно замедлило программу.
К концу войны Германия так и не смогла создать ни полноценный реактор, ни тем более атомную бомбу.
В начале июля 1945 года Курчатов направил заместителю начальника советской внешней разведки Гайку Овакимяну запрос с оценкой немецких атомных разработок. Изучив добытые материалы, он указал на «существенную ошибку» в работе Боте 1941-1942 годов – неправильную оценку поглощения медленных нейтронов в чистом графите.
По мнению Курчатова, именно эта ошибка могла повлиять на всё развитие немецкого направления «уран-графит» и существенно замедлить создание ядерного оружия в Третьем рейхе.
Эксперты отмечают, что при мощной научной базе немецкий атомный проект был организован неэффективно. В отличие от СССР, где работы были централизованы и находились под жёстким государственным контролем, в Германии не оказалось фигуры масштаба Курчатова – научного руководителя, взявшего на себя полную ответственность за реализацию проекта.
Ранее учёные раскрыли, что происходит с человеком после 100 лет. По словам специалистов, после прохождения векового рубежа старение начинает замедляться на биологическом уровне.

























































