В «Зарядье» стартовал третий сезон фестиваля «Неделя современной музыки». Его программа охватывает классику XX века и новейшие сочинения. Открыла цикл концертов музыка Стравинского в исполнении оркестра. Выступать в одном из самых современных музыкальных пространств мира могут артисты любых жанров. Площадка-трансформер, построенная по последнему слову техники, поражает не только своими инженерными решениями, но и акустическими возможностями.
Новый общественный центр в сердце Москвы и важный пример модернизации города — так в 2018 году мировые СМИ говорили о появлении в столице парка «Зарядье». Парящий над ландшафтом концертный зал со стеклянной крышей журнал Time и вовсе включил в 100 лучших мест планеты. Сегодня, спустя восемь лет, это по-прежнему одно из самых современных музыкальных пространств в мире, а также единственный в стране зал-арена.
Андрей Семак, главный администратор концертного зала «Зарядье»: «Это современная история, современное прочтение акустического зала для академической музыки, где нет подзвучки, когда звучит симфонический оркестр, а звук естественным образом формируется».
Здесь звук не усиливают, а дают ему свободу. Зрительный зал будто обнимает сцену, а главная особенность пространства — оно умеет меняться. Скрытые от глаз механизмы, созданные специально для «Зарядья», трансформируют зал: партер исчезает, превращаясь в ровную площадку, сцена и оркестровая яма поднимаются и опускаются. Все это делается с помощью пары пультов управления. Уникальность пространства позволяет проводить не только классические, но и джазовые, и оперные концерты, балет и даже деловые мероприятия.
Иван Рудин, генеральный директор концертного зала «Зарядье», заслуженный артист России: «Мы продолжаем изучать возможности зала и до сих пор не дошли до того момента, когда мы можем сказать, что теперь мы все знаем. Например, премьера оперы „Борис Годунов“ на летнем фестивале позволила нам впервые произвести сценические трансформации при зрителях прямо во время спектакля».
Еще до того, как на сцене появляются артисты, зрителя встречает главный хранитель звука — орган. Музыкальный исполин весом в 41 тонну словно врос в архитектуру большого зала. Его создавали вручную, по старинным технологиям, точно под акустику пространства. Фактически, концертный зал выстраивали вокруг инструмента. Для зрителя он как айсберг в океане — снаружи видно только верхушку, а именно 135 фасадных труб. Вся основная мощь скрыта внутри. Здесь почти 6 тысяч разных тембров и тональностей. Размер самых маленьких труб всего лишь с карандаш — 15–17 сантиметров. А чтобы увидеть самые большие трубы, необходимо подняться на третий этаж, ведь их высота достигает 5,6 метра.
Лада Лобзина, главный органист и хранитель органа концертного зала «Зарядье»: «Это целый комплекс, это огромное оборудование, и у каждой трубы из 6 тысяч свой характер, и они этот характер порой показывают. Иногда даже „болеют“ трубы, и мастера их „приводят в чувство“».
Чтобы особый характер каждой трубы звучал идеально, в «Зарядье» сделали ставку на естественную акустику — редкость даже по мировым меркам. Для этого наши специалисты совместно с японскими инженерами создали более 15 тысяч уникальных акустических панелей. Всего в концертном зале шесть этажей, и каждый из них — отдельный мир, где во время репетиций непрерывно работает команда специалистов.
Мария Соболева, звукорежиссер концертного зала «Зарядье»: «Есть разные тайные вещи, которые мы не очень демонстрируем. У нас, например, подвесная система микрофонов. Для того, чтобы их не было видно в кадре, мы их ниточками оттягиваем, для того чтобы попасть в нужные места, потому что на сцене всегда все разное, сцена трансформируется, и вместе с ней трансформируется звуковой образ полностью».
Пока звук выстраивает форму, свет создает настроение. Работа художников начинается за недели, а иногда и месяцы до премьеры, а потому во время подготовки каждая минута на счету. Профессионалы делятся секретами мастерства.
Ядвига Звонарёва, художник по свету концертного зала «Зарядье»: «Психологически свет помогает воспринимать. Если я включу вам обычный белый свет, вы будете сидеть и засыпать под музыку, а если я буду делать красивый, атмосферный свет, погружать человека в происходящее в спектакле, человек выйдет и будет еще долго-долго вспоминать об этой опере».
За этим ощущением стоит работа большой команды концертного зала. Увидеть ее результат можно не только в опере, но и на симфонических концертах, фестивалях и «Неделе современной музыки», стартовавшей на днях.



























































