Десятки тысяч детей, чьи родители планировали во время зимних каникул показать им красоту России, теперь лишены возможности отправиться в путешествие. Для большинства семей такие поездки стали неподъёмными: авиакомпании задрали цены до недостижимого уровня. Возникает вопрос: это обычная жажда наживы или сознательное противодействие указам президента Владимира Путина?
Анализ Ассоциации туроператоров России (АТОР), охвативший 52 внутренних маршрута, показал резкий взлёт стоимости перелётов на новогодний период. Средний рост минимального тарифа на 1 января 2026 года по сравнению с 1 декабря 2025-го достиг рекордных 71,4%.
На большинстве популярных направлений подорожание составило 1,5-3 раза. На некоторых рейсах ситуация более серьёзная: до Калининграда - плюс 85%, до Сочи - плюс 84%, до Минеральных Вод - плюс 77%. Отдельные маршруты показывают кратное увеличение: Москва - Сочи - плюс 222%, Казань - Минводы - плюс 249%.
Особо отмечается, что даже рейсы на 12 января, формально не относящиеся к пику праздников, стали дороже декабрьских. Медианный рост стоимости на эту дату - 21,9%. Таким образом, завышенные тарифы сохраняются как в разгар каникул, так и сразу после них.

К Новому году авиаперевозчики заготовили "сюрприз". Скриншот страницы сайта АТОР
Нажиться в нужный момент
Эти цифры ясно указывают: основной скачок цен приходится на период максимального потока путешественников. Перелёт становится настолько дорогим, что оказывается не по карману многим семьям, которые могли бы его себе позволить по декабрьским расценкам.
Характерно, что, сообщая о подорожании, СМИ используют безличные формулировки: "цены выросли", "тарифы поднялись". Создаётся впечатление, что это стихийный процесс, подобный изменению погоды. Никто не объясняет, на основании каких внутренних решений авиакомпаний или стратегий устанавливаются новые цены. Даже при скачках в 100-200% перевозчики не комментируют свои действия, а контролирующие органы хранят молчание.
В итоге экономические решения фактически преподносятся как природное явление. Рост объясняют внешними факторами - "высоким спросом", "праздничным периодом". Создаётся иллюзия, что такие скачки так же неизбежны, как гроза или снегопад.
В праздничные дни дорожают не только авиа-, но и ж/д билеты, а также отели, аренда жилья, питание в кафе. Наценка редко связана с реальным ростом издержек: себестоимость услуг не меняется, но цена растёт просто потому, что приехало много туристов. Это устоявшийся шаблон: начало массовых поездок автоматически запускает рост цен по всей цепочке.

Freepik.com
Объяснение одно: высокий спрос оправдывает любое повышение. И никто не проверяет эту логику на адекватность. Если гостиница поднимает цену с 4 до 10 тысяч, а счёт в кафе вырастает на треть, это воспринимается как норма. Все понимают: спрос есть - значит, будут платить.
Веселитесь? Тогда мы идём к вам
Так формируется модель, при которой любой праздник становится поводом для взвинчивания цен. Это касается такси, доставки, экскурсий. Наиболее цинично эта тактика проявляется в чрезвычайных ситуациях, когда во время терактов или сбоев транспорта таксисты увеличивают тарифы в разы, пользуясь бедственным положением людей.
Когда цена билета за несколько дней вырастает втрое, это уже не "сезонность", а социальные ножницы, отсекающие огромный пласт населения от возможности достойно отдохнуть с семьёй. Получается, что люди с высокими доходами: чиновники, сотрудники госкомпаний - просто платят и летят. А дети из обычных семей, которые могли бы увидеть Байкал, Карелию или Кавказ, такой возможности лишены. Её украли. Нагло и цинично.

Невиноватые мы, рыночек порешал. Коллаж Царьграда
Это влияет не только на туризм. У людей укрепляется ощущение, что жизнь вообще непомерно дорога: отдых, медицина, перемещения. Когда такие сигналы повторяются годами, человек приходит к выводу, что создавать семью - риск, а рожать детей - роскошь. У тех, кто решается, формируется чувство, будто они сознательно выбрали бедность. В первую очередь это касается бюджетников - врачей, учителей, силовиков.
И если кто-то полагает, что это мелочи, что "бедняки поворчат и успокоятся", то он ошибается. Те, кто допускает такое, последствия понимают прекрасно. И есть ощущение, что делается это умышленно - в пику курсу президента и происходящим в стране переменам. А значит, речь может идти о саботаже, о тихой диверсии внутри государства.
Почему на такие скачки цен оперативно не реагирует Федеральная антимонопольная служба - тоже вопрос. Создаётся впечатление, что использовать пик спроса для выкачивания максимума денег - это норма.
Так нельзя
Логика "рынок сам всё отрегулирует" подменяет реальную политику обеспечения доступности - не только транспорта, но и других сфер жизни. Праздничные ценовые скачки возможны именно потому, что их никто не пытается предотвратить. Принцип остаётся прежним: "Кто может заплатить - тот получит услугу".
"Считаю, что такие цены на билеты на юг России - это настоящее издевательство над людьми. Получается, чтобы добраться до курортов Краснодарского края или Крыма, отдохнуть и поправить здоровье, семьям придётся заплатить столько же, сколько за сам отдых", - не сдержал эмоций общественный деятель Олег Царёв.

Freepik.com
И здесь уместно спросить, кто важнее для государства: бизнес, который, как барыга, стремится урвать максимальную прибыль, или граждане?
Тогда не стоит удивляться, если бюджетники начнут уходить из профессий и в стране окажется некому лечить, учить, охранять порядок. В какой-то момент люди зададутся вопросом: зачем честно работать, если в итоге не можешь купить детям билет на самолёт?
И вот на днях стало известно: ФАС обвинила аэропорты Сочи, Калининграда и Екатеринбурга в нелегальном взимании платы с авиакомпаний за услуги, которые должны входить в гостариф. Перевозчики в свою очередь перекладывали эти расходы на пассажиров, повышая цены на билеты. Минтранс поддержал позицию антимонопольной службы, которая пригрозила возбуждением дел.
Лёт тронулся? Будем надеяться.






































