Большинство россиян рассматривают автопутешествия как семейный формат отдыха. Так, 62% опрошенных проводят такие поездки со своей парой, 57% планируют их совместно с супругами, 43% берут с собой детей, а 33% — других членов семьи. При этом мужчины чаще предпочитают соло-поездки или выезды с коллегами и деловыми партнерами. Такие данные содержатся в исследовании «Автопутешествия по России», проведенном АНО «Национальные приоритеты», Минэкономразвития России и Аналитическим центром НАФИ в сентябре-октябре 2025 года.
Среди главных целей автопутешествий почти половина респондентов назвала отдых на природе (49%) и осмотр достопримечательностей (48%). В первую пятерку также вошли посещение близких (43%), интерес к самому маршруту (38%) и пляжный отдых (33%). Среди наиболее популярных достопримечательностей лидируют природные объекты: национальные парки и заповедники посещают 64% автотуристов, другие природные локации — 55%. Далее следуют выставочные пространства (53%) и архитектурные памятники (51%).
«Автопутешествия становятся все более популярным форматом отдыха среди россиян, и это закономерный результат системной работы по развитию внутреннего туризма в рамках национального проекта „Туризм и гостеприимство“. Мы видим растущий спрос на качественную дорожную инфраструктуру, доступные сервисы и интересные маршруты — и продолжаем активно инвестировать в эти направления, чтобы сделать путешествия по России комфортными, безопасными и вдохновляющими для каждой семьи. На Национальном туристическом портале размещено более 110 готовых маршрутов для автопутешествий. Они охватывают 62 региона страны, сотни достопримечательностей и точек притяжения, отелей и объектов дорожной инфраструктуры. Автомобильный туризм расширяет географию поездок и открывает возможность увидеть самые живописные уголки России, недоступные другими видами транспорта, а новая инфраструктура позволит в полной мере раскрыть туристический потенциал регионов», — отметил заместитель министра экономического развития Российской Федерации Дмитрий Вахруков.
Главное преимущество автопутешествий для 51% респондентов — возможность самостоятельно планировать маршрут и график движения. Для 20% выбор автомобиля как транспорта обусловлен комфортом в пути. Чаще всего россияне отправляются в поездку на 3–5 дней: такой вариант выбирает каждый третий (32%). Однако популярны и более длительные путешествия: провести за рулем более недели готовы 28% опрошенных, еще 21% — ровно неделю. Длинные поездки чаще характерны для мужчин, короткие — для женщин. Почти половина респондентов (47%) предпочитает находиться за рулем 5–8 часов в сутки, тогда как короткие переезды продолжительностью менее двух часов чаще выбирают молодые автотуристы в возрасте от 18 до 24 лет.
«20% опрошенных считают, что природа — тот фактор, который чаще всего делал автопутешествия самыми запоминающимися. Наиболее яркие впечатления — от поездок по Краснодарскому краю, республикам Алтай, Крым, Дагестан, Татарстан. Эти регионы также привлекают культурой, историей, архитектурой и яркими событиями», — сказала генеральный директор АНО «Национальные приоритеты» София Малявина.
О своем отдыхе на природе в палатках сообщили 58% респондентов, при этом многие совершали переходы по пешим маршрутам. 49% путешествовали на автомобиле до мест рыбной ловли — в основном это мужчины. Молодые участники опроса чаще выбирают активный отдых: речные сплавы (47%), велопутешествия (27%) и конные прогулки (23%).
«Половина респондентов перед путешествием имеет только примерный маршрут, а места для посещения выбирает свободно. И такой подход больше характерен для женщин. Детализируют маршрут чаще других туристы в возрасте от 25 до 34 лет. Люди постарше, от 35 до 44 лет, склонны к спонтанным поездкам, без плана. Безусловно, автотуризм — это свобода выбора, но, как бы то ни было, подготовкой к автопутешествию нужно заниматься тщательно, чтобы потом не разочароваться. Продуманный маршрут сэкономит время и разнообразит поездку», — добавила София Малявина.
Ключевыми факторами, влияющими на удовлетворенность автопутешествием, респонденты назвали качество дорожного покрытия (90%), наличие интересных достопримечательностей (89%) и доступность автозаправок (88%). Эти элементы формируют основу положительного туристического опыта и воспринимаются как базовые условия комфортной поездки.
Всероссийский интернет-опрос «Автопутешествия по России» проводился в сентябре-октябре 2025 года, в нем приняли участие 1200 респондентов. Ознакомиться с исследованием можно здесь.
Источник: https://www.economy.gov.ru/material/news/v_avtoputeshestvie_s_semey_62_rossiyan_vybirayut_otdyh_s_blizkimi.html





































