В России несколько весьма чувствительных тем. Выделяются две ключевые – медицина и образование. Оно и понятно: в первом случае речь идёт о здоровье нации, во втором – о её интеллектуальном будущем в очень конкурентном мире, где легко и просто оказаться на обочине глобального развития.
Ситуация в российской средней школе давно вызывает беспокойство. Дефицит педагогов достиг критического уровня. Однако вместо выполнения обещаний по повышению зарплат учителей чиновники взяли курс на их снижение.
Из разных областей России приходят сообщения, что по итогам сентября педагоги стали получать меньше, чем годом ранее. При этом нагрузка на учителей повышается. По данным профсоюза "Учитель", проблемы есть в Рязанской, Орловской, Иркутской, Оренбургской и Тульской областях, Башкирии, Карелии, Хабаровском и Краснодарском краях. Педагоги жалуются на отмену надбавок за стаж и категорию.
По словам председателя Санкт-Петербургского родительского комитета, учителя информатики Михаила Богданова, вопросы образования находятся в ведении регионов, по Бюджетному кодексу именно они отвечают за эту сферу. Но если возникает критическая ситуация, регионы обращаются в Минфин за деньгами. И если у главы региона находятся серьёзные обоснования, то средства региону выделяют:
Но это очень сложная процедура, поэтому зарплаты в разных регионах сильно отличаются – за одну и ту же работу в государственных учебных заведениях платят по-разному, что уже очень странно. Конечно, это бред, но в сфере образования такая ситуация сохраняется уже много лет. Это заложено в Бюджетном кодексе, и никто не пытается это изменить. Почему это происходит, для меня загадка.
Профсоюзы заявляют, что путём манипуляций губернаторы рапортуют о выполненных поручениях. Дескать, оклады учителям увеличены без дополнительных расходов из бюджета. Радужные рапорты идут наверх с одновременным увеличением нагрузки на педагогов.
Учитель математики Антон Низовцев в беседе с Царьградом рассказал, что неоднократно слышал от своих коллег о том, что из окладов педагогов часть дохода перетекает постепенно в стимулирующие выплаты или какие-то надбавки, а потом всё возвращается.
Возможно, этим занимаются чиновники – то ли на уровне местной власти, то ли на уровне директоров школ. Делается это, возможно для того, чтобы улучшить какие-то показатели. Но учителя не должны страдать, ведь во многих регионах их зарплаты и так невысокие. А учитель – это не просто важная, а государствообразующая профессия. Если мы хотим заботиться о будущем страны, нужно заботиться об учителях. Между тем надбавки за проверку класса, за классное руководство и стимулирующие выплаты сильно варьируются в зависимости от региона. В одном регионе надбавка за классное руководство может быть "губернаторской" и составлять до 30% зарплаты, а в другом – быть незначительной, несерьёзной,
– отметил педагог.
Летом этого года федеральные чиновники анонсировали проведение эксперимента по внедрению новой системы оплаты труда учителей во Владимирской, Сахалинской областях и в Удмуртии. 70% зарплаты будет составлять фиксированный оклад, а 30% – стимулирующие выплаты. Однако здесь и начинаются манёвры и манипуляции. Сами педагоги признаются, что оклад действительно увеличили, но при этом убрали все стимулирующие выплаты, которые ранее составляли существенную часть зарплаты.
Комментируя эту ситуацию в эфире программы "Сухой остаток", член Общественной палаты Санкт-Петербурга, директор лицея №369 Константин Тхостов подчеркнул, что учитель – не двужильный, а проверка 40 письменных работ ежедневно – это неправильно
Я бы предложил чиновникам прийти и провести один рабочий день в качестве педагога, чтобы понять, какая у него психологическая и эмоциональная нагрузка. Особенно это касается учителей начальных классов, которые должны не только учить, но и присматривать за детьми. Поэтому нельзя издеваться над педагогами. Есть указы президента, вектор развития системы образования и нормативно-правовые документы, которые регламентируют деятельность чиновников. Недопустимо идти на поводу собственных KPI, которые могут привести к краху всей системы образования,
– заключил эксперт.
Ситуация в российской средней школе отчасти напоминает ранее проведённую оптимизацию здравоохранения. Тогда так же рапортовали про рост доходов медперсонала. По факту же младший медперсонал переводили в уборщицы. Возмущение сотрудников больниц привело к окрику из Кремля.
Однако проведённая реформа нанесла колоссальный ущерб российской медицине. Это стало очевидным фактом во время пандемии. Но никто за это не понёс ответственности. Нечто подобное может произойти и в отечественном образовании – наверх идут бравурные рапорты, а на местах ситуация с каждым годом только ухудшается. И просвета не видно.






































