В начале октября пермские спортсмены завоевали четыре медали на Чемпионате России по прыжкам на лыжах с трамплина, который проходил в Сочи. Ксения Каблукова выиграла бронзовую медаль, а Евгений Климов — золотую и серебряную. Это не первый успех пермских спортсменов на российской и международной арене. О том, сколько стоит вырастить чемпиона, в каких видах спорта можно добиться успеха, зачем спортсмены уходят в другие регионы, почему массовые соревнования дорожают с каждым годом, URA.RU рассказал президент пермской федерации по прыжкам на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья «Прикамье», организатор экстремального забега на трамплин «Царь горы» Александр Постаногов.
— Начну с вопроса, который волнует всех родителей перед тем, как отдать ребенка в спорт. Дорого ли заниматься прыжками на лыжах с трамплина и лыжным двоеборьем?

— На начальном этапе подготовки никаких трат нет. Лыжи, шлем, комбинезон, ботинки — все предоставляет спортивная школа. Возможны траты только на выездные соревнования или на особый инвентарь. Если сравнивать с другими видами спорта, то экипировка по прыжкам на лыжах дешевле, чем в хоккее, биатлоне или фристайле.
В наших видах спорта инвентарь служит долго. Например, лыж и ботинок хватает на 10-15 лет. До сих пор встречается инвентарь даже 80-х годов. Дети через 1-2 сезона вырастают, поэтому нет смысла покупать каждый раз что-то новое. Инвентарь детям передается обычно по наследству от старших. До 18 лет можно заниматься бесплатно.
— А после 18 лет?
— После 18 лет спортсмен должен иметь определенные результаты, быть в сборной команде Пермского края. Он может получать стипендию или зарплату. Взрослый инвентарь довольно дорогостоящий и купить его бывает проблематично. Обычно экипировку оптом берут спортшколы, либо сборная команда России, либо Центр спортивной подготовки Пермского края (ЦСП, структура краевого министерства физической культуры и спорта — прим. URA.RU). Нет такого, что массово все обязаны себе лыжи или ботинки купить. Если хочется, можно перекупить намоленные лыжи у великого спортсмена. Но, как правило, они стоят в разы дешевле, чем новые.
— Вы сказали про зарплаты и стипендии, на какие суммы можно рассчитывать спортсмену?
— Есть стипендии юным спортсменам, губернаторские выплаты, можно получать полную зарплату от ЦСП или быть устроенным на полставки. В среднем доход составляет 15-30 тысяч рублей. Здесь все зависит от уровня спортсмена. Например, можно и губернаторскую выплату получить в размере 150 тысяч рублей. Кроме зарплаты спортсмену оплачивают выезды на соревнования и сборы.
Во всех регионах условия разные. Где-то лучше, где-то хуже. Поэтому очень часто спортсмены подписывают договоры параллельного зачета. Пермяков любит переманивать Московская область.
— Что это за договор?
— Это когда спортсмен выступает сразу за два региона и приносит очки двум субъектам РФ. Он получает ползарплаты в Пермском крае и половину, например, в Московской области. Оба региона финансируют его тренировки, сборы, участие в соревнованиях, инвентарь.
— Получается, что Пермский край воспитывает чемпиона, а другой регион просто его перекупает?
— Не совсем так. Да, с одной стороны выглядит это не очень хорошо особенно, если речь о командном старте. Ведь все очки идут другому региону. Но с другой, можно сэкономить краевой бюджет и потратить его на других спортсменов. Командных стартов в нашем виде спорта обычно не более двух в год, поэтому параллельный зачет для Пермского края скорее преимущество, чем недостаток.
— Почему у вас федерация именно по прыжкам на лыжах и лыжному двоеборью, а не по другому виду спорта?

— Так сложилось. Сам занимался этими видами спорта с четвертого класса. Сначала стал вице-президентом федерации, потом президентом.
— Изменился ли спорт с тех пор, когда сами были спортсменом?
— Сложно сравнивать Советский Союз с нынешними реалиями. Мы тоже занимались бесплатно, ездили на сборы и соревнования. Единственное отличие — детей было намного больше, чем сейчас. Только в Перми занималась тысяча человек. Сейчас, если взять все возрастные категории, человек до 150 тренируется.
Раньше существовало много спортивных обществ: «Трудовые резервы», «Буревестник», «Динамо» и другие. В каждом были тренеры, инвентарь, финансирование. Внутри обществ проводились соревнования, приезжало огромное количество спортсменов из разных городов.
Сейчас в Перми только две спортивные школы, в которых есть отделения по прыжкам на лыжах и лыжному двоеборью. В Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде тоже по две. А в других городах края всего по одной.
— Раз заговорили про спортивные школы. Как там сейчас обстоят дела? Хватает ли тренеров, спортплощадок, экипировки? Что нужно, для развития детского спорта?
— Для развития спорта всегда есть какие-то препятствия. Были периоды, когда не хватало экипировки, когда трамплины требовали серьезного ремонта. Но это все можно привести в порядок. Сейчас самая большая проблема — тренерские кадры. Тренеры стареют, к сожалению, некоторые уходят из жизни. Чайковская академия физической культуры и спорта выпускает молодых специалистов, но они не спешат работать тренерами.
Проблема с тренерами не только в нашем виде спорта. У лыжников похожая история. Мы, например, несколько лет не можем найти тренера в Кизеле и Березниках. Кроме зарплаты муниципалитеты готовы им предоставить квартиры, но это не помогает. Считаю, что надо менять саму систему оплаты труда тренерам. Сейчас там все непрозрачно. А если будут тренеры, то и дети начнут заниматься, будут показывать результаты.
— Говорят, что в хоккее и футболе среди детей огромная конкуренция. Много ли шансов у ребенка стать звездой в прыжках на лыжах?
— Здесь скорее вопрос в возможностях. Одно дело — тренироваться для общего развития, а другое — для результатов. Например, в футболе в Пермском крае добиться успехов практически невозможно, потому что им занимается очень много детей. Во-первых, тренеру тяжело качественно подготовить 40 юных спортсменов. Во-вторых, финансирование не безгранично.
У меня сын ходит на футбол. Вместе с командой дальше Краснокамска и Добрянки никуда не выезжал. У него одноклассник занимается рэгби и уже побывал в Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге. Если бы сын занимался прыжками на лыжах, наверное, уже и за границу мог бы съездить. То есть если мы хотим, чтобы дети массово тренировались, то футбол — спорт номер один, если хотим, чтобы дети добивались результатов, нужно рассматривать более необычные виды.
— Почему своих детей не стали отдавать в прыжки на лыжах?
— У нас рядом с домом нет комплекса трамплинов, нужно время, чтобы возить сына. Поэтому повезло тем ребятам, которые живут рядом с трамплинами. Зато у меня сын ходит еще на тренировки по парусному спорту, потому что занятия проводят в шаговой доступности от дома. Там тоже зачислен в спортшколу и занимается бесплатно.
— Создается ощущение, что в других видах спорта лучше развита инфраструктура, если рядом с домом есть и футбол, и парусный спорт…

— Нет, на самом деле в Пермском крае достаточно трамплинов. По сравнению с другими регионами, у нас больше всего комплексов. Развитие спортобъектов, конечно, не идеальное: где-то хуже, где-то лучше. Многое зависит от директоров школ.
Сейчас Пермь, Березники, Кудымкар, Чайковский находятся в положительной динамике. За состоянием трамплинов в этих территориях следят. В самом плачевном состоянии — Ильинский. Фактически мы его уже потеряли. Кизел тоже переживает не лучшие времена. Но там проблема больше в отсутствии тренеров, а сами трамплины еще можно привести в порядок.
— Давайте поговорим о федерации. В чем заключается ваша работа? Какие проекты готовите на 2026 год?
— Спортивная федерация — общественная организация, от которой все много чего хотят и на местном, и на федеральном уровне. Если взять расходы, их можно разделить на три направления: проведение краевых соревнований и работа со сборной командой, содержание федерации, развитие вида спорта.
В 2026 году среди крупных проектов планируем организовать всероссийские детские соревнования по прыжкам на лыжах «Рождественское турне». Оно пройдет со 2 по 9 января в Кудымкаре, Березниках и Чайковском. Также в мае будет экстремальный забег на трамплин «Царь горы» (c 2017 по 2021 год проходил под названием RedBull400 — прим. URA.RU) в Чайковском.
— Вы сказали, что федерация — некоммерческая организация. Откуда берете деньги? Вам их хватает?
— На организацию краевых соревнований и выезды спортсменов на сборы проблем более-менее нет. Помогают партнеры, государство всех уровней, муниципалитеты. Проблемы возникают, но они решаемы. А содержание любой спортивной федерации (зарплата сотрудников, аренда помещения, услуги бухгалтерии и так далее — прим URA.RU) ложится на плечи руководителей. Суммы набегают немаленькие. В среднем уходит около 2-2,5 миллионов рублей. В этом плане бюджета, конечно, не хватает.
— А если найти спонсоров?
— Их должен кто-то искать, а еще с ними нужно работать на протяжении долгого срока. Нет такого, что они дали деньги и исчезли. Мы уже просчитывали разные варианты. Например, бюджет забега 5 млн рублей. Мы наймем постоянных сотрудников, которые найдут партнеров, и бюджет соревнований увеличится до 7 млн рублей. Но эти 2 млн рублей в итоге уйдут на заработную плату, а мы останемся с теми же 5 млн рублей. Получается замкнутый круг.
— Есть какой-то выход?
— К сожалению или к счастью, президенты федераций разные бывают. Кто-то может содержать большой штат сотрудников, а кто-то нет. Всем приходится выкручиваться, находить варианты. Важно не только закрыть расходы, но и помнить про развитие.
Мы в каждом мероприятии стараемся сделать что-то на будущее. Например, проводим «Рождественское турне» в Березниках, находим дополнительное финансирование. Средства тратим не только на само мероприятие, но и на комплекс трамплинов, чтобы дети на нем еще долгие годы могли тренироваться. Или, например, получали президентские гранты. На них покупали детский инвентарь. А могли потратить больше денег на зарплату, федерацию, но зачем? Лучше купить или сделать то, что будет актуально еще несколько лет.

— Хорошо, а в других сферах работы федерации все гладко?
— Так получилось, что прыжки на лыжах с трамплина и лыжное двоеборье пока не вошли в список базовых видов спорта на 2026 год. Минспорта РФ пока не утвердил его окончательно, поэтому ждем решения. Хотя наши виды спорта являются базовыми, и так было на протяжении многих лет.
Есть нормативные документы, в которых сказано, как этот список формируется. Для базовых видов спорта существуют определенные преимущества, например, федерациям выделяется больше денег. Но и в ответ мы должны соответствовать определенным требованиям. Например, спортсменам необходимо показывать определенные результаты, выполнять разряды и так далее.
Бесконечный рост показателей невозможен. Если демография снижается, нельзя увеличить количество занимающихся. В предыдущих требованиях это не учли, поэтому мы и не попали в список базовых. Но минспорта пересмотрело условия. Допускается снижение показателей не более, чем на 10%. Считаю, что это выполнимо. Будем снова подавать документы. Думаю, что у нас все шансы продолжить быть базовым видом спорта.
— В следующем году планируете снова проводить забег на трамплин. Но участники этого и других массовых мероприятий часто жалуются, что цена слота растет, а стартовый пакет уменьшается. Возможно ли как-то сдержать рост цен?
— Да, стоимость с каждым годом растет, но и количество участников тоже. Можно сделать забег за 5 млн, а можно за 30 млн рублей. Вопрос только в том, чтобы сошлось количество расходов, доходов и число участников. Если все сходится, значит все хорошо.
Можно сделать забег дешевле. Убрать фотографов, онлайн-трансляцию, сделать деревянные медали вместо металлических. Но мы стараемся держать некий стандарт. На протяжении десяти лет мы предоставляли участникам определенный пакет услуг: футболки, фотографии, классная медаль и так далее. Стараемся все это выполнять дальше.
— В последнее время проходит очень много массовых спортивных мероприятий по всей стране. Создается ощущение, что это очень выгодный бизнес…
— Я еще не видел организаторов, которым выгодно проводить мероприятия. Обычно есть два источника средств: бюджетные деньги и внебюджетные. Чаще всего организаторы вкладывают свои средства, время, прибегают к помощи семьи, друзей и так далее.

Есть виды спорта, например, триатлон, где умопомрачительные стартовые взносы. Но они проводят не одно, а серию мероприятий. Это позволяет организаторам существовать весь год. На одном забеге заработать можно, но надолго этой суммы не хватит. А чаще бывает так, что доходы покрыли расходы, и уже хорошо.
— Напоследок давайте помечтаем. Возможно ли еще проведение Кубка мира или Гран-При по прыжкам на лыжах? Что необходимо для возвращения международных соревнований?
— Надо, чтобы международная федерация (FIS) поставила нас в календарный план спортивных мероприятий. В России уже сейчас проходят международные старты: два раза в год в Нижнем Тагиле и один раз в Сочи. Приезжают спортсмены из Беларуси, Казахстана, Китая. Но их проводят не под эгидой FIS.
Также дело в том, комплекс трамплинов в Нижнем Тагиле принадлежит Свердловской области. Они там хозяева, поэтому делают, что хотят, в том числе и проявляют подобные инициативы. У нас центр подготовки по зимним видам спорта в Чайковском федеральный и не является собственностью Пермского края, поэтому с инициативами сложнее, но желание у края конечно есть.
Еще один момент — соблюдение международных требований. Проведение крупных стартов стоит не дешево. Возникает проблема с выплатой призовых и транспортной компенсации спортсменам. Это немалые суммы, которые надо где-то искать, находить партнеров, кто сможет это оплатить.
— У вас есть крупный бизнес, компания «Телеком Плюс», который наверняка приносит львиную долю дохода. Не возникало мысли, закрыть неприбыльную федерацию?
— Это сложный вопрос. Так исторически сложилось. Бросить спорт на произвол судьбы нехорошо. Пока есть возможность, и пока есть поддержка, в том числе от минспорта края, буду пытаться что-то делать, развивать прыжки на лыжах и лыжное двоеборье.