Ровно пять лет назад, 27 августа 2020 года, Президент Российской Федерации Владимир Путин дал старт движению по одной из самых крупных и значимых федеральных автодорог в Крыму – трассе А-291 «Таврида». Эта современная четырехполосная магистраль протяженностью более 256 км стала техническим и инфраструктурным прорывом для полуострова, связав город Керчь на востоке с Севастополем на западе через Феодосию, Белогорск, Симферополь и Бахчисарай.
«Трасса А-291 «Таврида» – важнейший элемент развития Крыма и всего Южного федерального округа. Магистраль протяженностью более 256 км стала техническим и инфраструктурным прорывом для полуострова, связав город Керчь на востоке с Севастополем на западе через Феодосию, Белогорск, Симферополь и Бахчисарай. Открытие дороги напрямую повлияло на безопасность и комфорт поездок, экономию времени, а также на дальнейшее экономическое развитие всего региона. О востребованности «Тавриды» говорят цифры: за пять лет по ней проехало более 27,6 млн автомобилей», – отметил заместитель Председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин.
Строительство «Тавриды» стало важной частью федеральных целевых программ и национальных проектов, направленных на повышение качества жизни крымчан и экономическое развитие полуострова в целом. До этого дорожно-транспортная сеть республики не справлялась с возрастающим пассажиропотоком и объемом грузоперевозок. Требовалось создание современной, надежной и безопасной дорожной системы Крыма.
Так, Правительство РФ приняло концепцию новой транспортной стратегии Юга России, в нее вошла и новая трасса «Таврида». Реконструкция дороги со строительством совершенно новых участков в обход Феодосии, Белогорска, Симферополя, Бахчисарая, вплоть до объездной дороги города-героя Севастополя, была включена в Федеральную целевую программу «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополь». Заказчиками работ выступили оба субъекта.
К строительству и реконструкции новой трассы дорожники приступили в мае 2017 года. Для соблюдения графика стройка велась в круглосуточном режиме одновременно на всех этапах. В «пиковые» периоды времени, при совмещении работ на разных участках, количество задействованного персонала превышало 5 тыс. человек. Для строительства трассы «Таврида» в Крым приехали специалисты из разных уголков России.
Впервые в нашей стране проектом строительства было предусмотрено устройство пакета верхних слоев дорожной одежды из асфальтобетонной смеси. Она спроектирована по инновационной методологии объемно-функционального подбора состава, которая наиболее полно учитывает климатические показатели района строительства, а также транспортную нагрузку за весь период службы дороги. Высоконаполненные каменным материалом асфальтобетонные смеси обеспечивают ровное, долговечное и прочное покрытие трассы.
Сегодня «Таврида» – это современная четырехполосная дорога IВ технической категории с пропускной способностью до 40 тысяч автомобилей в сутки.
Федеральный участок трассы протяженностью 256,1 км (без восьмого этапа, который на сегодняшний день входит в состав республиканской сети дорог) включает в себя 98 искусственных сооружений, 21 многоуровневую развязку, 30 надземных пешеходных переходов, 59 оборудованных автобусных остановок, более 681 км барьерного ограждения, а также системы уличного освещения и шумозащиты. Вдоль трассы работают 42 объекта дорожного сервиса, включая многофункциональные зоны с заправками, кафе, магазинами, детскими площадками и зарядными станциями для электромобилей.
Автомобильная дорога обеспечивает транспортную связь Симферополя с западными районами полуострова и территорией Краснодарского края и позволяет разгрузить уличную сеть населенных пунктов от движения большегрузного и транзитного транспорта. Прежде на дорогу от Керчи до Севастополя у водителей уходил целый день. Завершение этого объекта позволило сократить время в пути через Крымский полуостров до 2,5 часов.
«Профессиональная команда специалистов Росавтодора уделяет особое внимание комплексному содержанию трассы А-291 «Таврида». Ежедневно по ней проходит более 15 тыс. автомобилей и для каждого создаются комфортные и безопасные условия движения. Проводятся плановые работы для поддержания трассы в нормативном состоянии и обеспечения безопасности. Для нас остается приоритетом создание максимально надежной и комфортной среды для водителей в любое время суток и при различных погодных условиях», – подчеркнул руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков.
В соответствии с утвержденным Правительством РФ перечнем мероприятий по осуществлению дорожной деятельности в 2025-2030 годах в ближайших планах подведомственного Росавтодору ФКУ Упрдор «Тамань» намечено поэтапное устройство современного стационарного электрического освещения на автомобильной дороге А-291 «Таврида».
Эта работа будет проведена в рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни». Первый участок освещения протяженностью 78 км проходит от г. Керчь до пгт. Приморский, здесь будут смонтированы порядка 3 700 опор для светодиодных светильников.
Проектом предусмотрено внедрение системы автоматического и бесперебойного поддержания дорожного освещения в работоспособном состоянии за счет онлайн-мониторинга сети и возможности оперативного устранения неисправностей. В настоящее время ведется разработка проектной документации. Строительно-монтажные работы планируется начать в 2026 году.
***
С 2020 года эксплуатация и техническое обслуживание Тавриды осуществляется ФКУ Упрдор «Тамань». На постоянной основе выполняются работы по содержанию в нормативном состоянии дорожного покрытия, элементов искусственных сооружений, полосы отвода и технических средств организации дорожного движения. Комплексное обслуживание трассы «Таврида» обеспечивается более 200 работниками и 76 единицами техники.