Домашнее задание: тренировка для ума или пустая трата времени?

Домашнее задание: тренировка для ума или пустая трата времени?

Уроки закончились, а учебный день школьника – нет. "Сверхурочные" домашние занятия превращают расписание детей в настоящие трудовые будни. Им приходится учиться по 8–10 часов в день, при этом каждый третий школьник ходит на уроки еще и по субботам, а около 80% учеников чувствуют усталость от учебы. На этом фоне в Госдуме заговорили об отмене домашней работы. Поможет ли это утомленным школой или наоборот - сделает детей глупее? Попробуем разобраться.

Домашнее задание: тренировка для ума или пустая трата времени?

1,5 млн просмотров и почти 10 тысяч комментариев: такую реакцию у россиян в соцсетях вызвало предложение отменить домашнее задание в школах. Ученики и их родители жалуются на перегрузку: школьники в среднем тратят по 8–10 часов в день на учебу с учетом уроков и домашней работы. Огромный объем и сложность "домашки" подписчики спикера Госдумы Вячеслава Володина назвали основной причиной того, что о гранит науки сломано немало детских зубов. После уроков вечером школьники часто вынуждены разбираться с новой сложной темой сами или делать десятки однотипных упражнений. Выбраться из этого "урочного круга" учащиеся пытаются с помощью искусственного интеллекта. Сегодня ребенку достаточно отправить задачу нейросети - и ответ готов. Правда, быстрое решение сейчас может сыграть плохую роль потом. Домашнее задание, которое должно развивать самостоятельное мышление, превращается в формальность и пустую трату времени. В том числе и поэтому возник вопрос: а нужно ли задавать уроки домой?

Главный аргумент сторонников отмены домашних заданий в школе – здоровье и интерес детей. Психологи предупреждают: если выполнение уроков регулярно отнимает больше двух часов в день, у ребенка остается мало времени на отдых, спорт, семью или хобби. Возникает дефицит свободного времени. И - привет, детское выгорание. Вместо тяги к знаниям у школьника может появиться ненависть к урокам. Еще один довод – неэффективность "домашки" в больших дозах. Часть исследований показывает, что ученики, которые часами сидят над сверхсложными заданиями, не обязательно учатся лучше: могут потерять мотивацию и начать путаться в материале. В стране не так давно даже существовала педагогическая концепция, в которой домашние задания отсутствовали. В конце 80-х, когда формировалась привычная сейчас начальная школа с 1 по 4 классы, существовала мысль, что задавать уроки младшеклассникам бессмысленно. Времени на занятиях в школе должно быть достаточно для усвоения программы, а дома детям лучше играть, читать и отдыхать.

А вот противники отмены "домашек" уверены: отказ от них ударит по качеству образования. Домашнее задание, считают многие учителя, выполняет несколько важных функций:

  • Во-первых, это возможность спокойно закрепить пройденный материал. Без повторения полученные знания "испарятся" из памяти.
  • Во-вторых, самостоятельное выполнение задач учит детей планировать время и работать без постоянного контроля. Домашняя работа – это про самодисциплину и ответственность.
  • В-третьих, решая те же самые примеры, школьник тренирует мышление и учится применять знания на практике.

Интересная статистика приводится в исследовании PISA. Оно оценивает уровень грамотности школьников в возрасте 15 лет по всему миру. По результатам 2022 года эксперты разделили страны на три группы:

Страны, где ученики тратят много времени на учебу и добиваются высоких результатов (Япония, Южная Корея)

Страны, где ученики учатся в меру, но также достигают высоких результатов (Финляндия, Дания, Ирландия)

Страны, где ученики тратят много времени на учебу, но добиваются средних результатов (Россия, Италия, Испания)

В России, по данным исследования, дети уроками занимаются очень активно, но знаний в голове у них остается не так уж и много. Вопрос в том, как количество перевести в качество. Все больше специалистов сходятся во мнении: надо не отменять, но надо менять.

Во-первых, ограничить чрезмерный объем. Уже с 1 сентября 2025 года в России вводятся единые нормативы по времени, которое школьники должны тратить на домашние задания:

1 класс — не более 1 часа в день

2–3 классы — не более 1,5 часов в день

4–5 классы — не более 2 часов в день

6–8 классы — не более 2,5 часов в день

9–11 классы — не более 3,5 часов в день

По новым правилам количество домашних заданий не должно превышать треть от объема классной работы. А число контрольных и проверочных работ в школе не может быть больше 10% от общего числа уроков по программе. Похоже на попытку избавить детей от бесконечной зубрежки по вечерам. А из домашнего задания сделать лекарство, которое в правильной дозировке только помогает.

Источник: ГТРК «Кубань»

Топ

Лента новостей