Тайны покойников со всего света: самые странные и дерзкие надгробия

Тайны покойников со всего света: самые странные и дерзкие надгробия

"Я же говорил вам, что болен", – эта трагично-комичная фраза выгравирована под кельтским крестом на могиле ирландского писателя и комика Спайка Миллигана. Он умер в 2002 году. Даже на пороге смерти 83-летний литератор не переставал шутить.

Люди еще тысячи лет назад придумывали ироничные или философские надгробные надписи. Некоторые из них стали настоящими литературными шедеврами.

Зачем македонцы оставили трогательное сочинение в честь поросенка, погибшего под колесницей? Где нашли четырехметровую эпитафию и кому она посвящена? Можно ли научиться готовить, прогуливаясь по кладбищу?

Все ответы на эти вопросы дали в программе "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.

Кладбищенская выпечка пришлась по вкусу живым дегустаторам

  • Пачка сливочного масла.
  • Три четверти кружки сахара.
  • Ложка ванили.
  • Яйцо.
  • Два стакана муки.
  • Щепотка соли.

Нехитрый набор ингредиентов сделал американского библиотекаря Рози Грант настоящей звездой интернет-кулинарии. Ведь именно так готовится "печенье с того света".

Подробный список продуктов сотрудница Мэрилендского университета нашла на кладбище. На надгробии некой Наоми Миллер Доусон внуки оставили не трогательные слова, а рецепт фирменной выпечки от покойной бабули.
Тайны покойников со всего света: самые странные и дерзкие надгробия Фото: © Кадр из программы "Загадки человечества", РЕН ТВ

"Во время учебы я проходила стажировку в цифровом архиве, где были данные всех, кто похоронен на исторических кладбищах штата. Некоторые могилы я решила изучить воочию. Так появилось увлечение бродить по кладбищам. Однажды я заметила, что на некоторых надгробиях, особенно у пожилых женщин, выгравированы подробные инструкции по приготовлению самой разной еды. Я начала собирать свою коллекцию "угощений от покойников", – рассказала блогер Рози Грант.

Рецепты на могильных плитах оказались настолько популярны, что Рози Грант даже создала "Кладбищенскую поваренную книгу".

Древние греки считали траурный стих вершиной поэзии

А ведь такие надписи на надгробиях наверняка показались бы сущим неуважением для прародителей жанра эпитафий – литераторов Древней Греции.

Они считали траурный стих вершиной поэтического искусства.
Тайны покойников со всего света: самые странные и дерзкие надгробия Фото: © Кадр из программы "Загадки человечества", РЕН ТВ

"Эпитафии стихотворные крайне интересны, потому что по ним можно представить систему ценностей древних греков. То есть если это младенец, то он не достиг возраста совершенства. Если это юная невеста, то ее похитил завистливый Аид, потому что он увидел в ней женщину прекраснее своей Персефоны. Если это старец, то это умудренный жизнью человек, и так далее", – рассказал доктор исторических наук, сотрудник отдела сохранения археологического наследия Института археологии РАН Александр Авдеев.

Жемчужиной среди античных погребальных стихов стала эпитафия в три слова

Таким образом эпитафия стала особым жанром античной лирики. Выпускались даже сборники самых проникновенных траурных речей.

Однако настоящей жемчужиной погребального творчества эксперты называют надгробье Демоклида, которое отыскали в 1881 году во время раскопок в портовом городе Пирей.

На нем изображен юноша в хитоне, задумчиво глядящий в пустоту, сидя на берегу моря. Шлем позади него дает зрителю понять: это погибший воин. На камне высечены всего три слова: "Демоклид. Сын Деметрия".
Тайны покойников со всего света: самые странные и дерзкие надгробия Фото: © Кадр из программы "Загадки человечества", РЕН ТВ

"Это момент преодоления быстротечности времени и обретения определенного типа вечности, скажем так. И в этот момент появляются эпитафии, когда прославляется именно занятие человека при жизни. Он занимается своим делом, в этот момент смерть похищает его – Аид забирает в свое царство", – пояснил кандидат филологических наук, доцент кафедры классической филологии Института восточных культур и античности РГГУ Алексей Белоусов.

Ослабление рамок в поэзии Древней Греции подарило миру траурный стих о поросенке

По словам историков, вероятнее всего, Демоклид, сын Деметрия, погиб в битве при Немейской равнине в 394 году до нашей эры. А значит, именно в этот период сам жанр эпитафии стал более свободным, не таким патетичным, не закованным в рамки стройного стихосложения и менее трагичным.

Так, в Археологическом музее в греческой Македонии хранится надгробие с прощальными словами, посвященными поросенку.
Тайны покойников со всего света: самые странные и дерзкие надгробия Фото: © Кадр из программы "Загадки человечества", РЕН ТВ

"Там есть рельеф, где изображается этот поросенок около колеса повозки. В ней поросенок сам рассказывает, что он погиб под колесом, пройдя довольно много пути. Но очевидно, что это еще один документ, в котором домашнее животное, конкретно поросенок Хойрос обрел вечность и в виде рельефа и замечательных стихов", – уточнил филолог Белоусов.

И если уж поросенок в то время удостоился трогательной эпитафии, что говорить о выдающихся людях. Именно благодаря надписям на надгробьях экспертам порой удается почерпнуть какие-то неизвестные детали о жизни знатного усопшего или даже узнать о каких-то событиях.

"Принц Помпеев" удостоился четырехметрового камня с эпитафией, которую никто не может прочесть

Так произошло с могильным камнем "Принца Помпеев" – Гнея Аллея Нигидия Мая.

Богатый римлянин прославился тем, что:

  • во время неурожайных сезонов обеспечивал весь город зерном;
  • в день своей свадьбы раздал страждущим огромную сумму;
  • организовывал публичные праздники и совершил еще очень много добрых дел.
Тайны покойников со всего света: самые странные и дерзкие надгробия Фото: © Кадр из программы "Загадки человечества", РЕН ТВ
Длина камня с эпитафией – четыре метра. Однако расшифровать надпись полностью археологи так и не смогли – мешает толстый слой пепла.

Саркастичные надписи на надгробиях помогали жителям Средневековья отвлечься от ужасов того времени

Со временем эпитафии потеряли информативность, зато обрели юмор и даже едкий сарказм.

Так, в Средние века придумать ироничную надпись на могильном камне считалось величайшим талантом.

Тайны покойников со всего света: самые странные и дерзкие надгробия Фото: © Кадр из программы "Загадки человечества", РЕН ТВ
Вероятно, рассуждают историки, в эпоху голода и эпидемий юмор стал своеобразным защитным механизмом для психики.

К примеру, могилу знаменитого флорентийского политика Никколо Макиавелли украшает надпись "Никакая эпитафия не выразит всего величия этого имени".

На Руси день смерти был важнее дня рождения

Культуру кратких и емких фраз на могильных плитах переняли и на Руси благодаря так называемой поминальной реформе игумена Иосифа Волоцкого.

Тайны покойников со всего света: самые странные и дерзкие надгробия Фото: © Кадр из программы "Загадки человечества", РЕН ТВ

"Реформы Иосифа преследовали цель поддержать личное благочестие. Потому что люди молились за усопших в надежде на то, что постепенно их грехи будут списываться. Первые эпитафии были очень краткие: год, день, месяц смерти. На Руси день смерти был важнее дня рождения. Потому что человек в день смерти переселялся из мира тленного в мир вечный", – пояснилдоктор исторических наук.

В XVIII веке траурное четверостишие известного поэта указывало на высокий статус покойного

В XVIII веке красивый надгробный камень с хорошо сложенной эпитафией стал признаком высокого статуса умершего. В Российской империи даже появилась поговорка "Достойному покойнику достойное последнее слово".

Тайны покойников со всего света: самые странные и дерзкие надгробия Фото: © Кадр из программы "Загадки человечества", РЕН ТВ
За траурным четверостишием обращались к лучшим поэтам. И Гавриил Державин, и Александр Пушкин не гнушались сочинять их на заказ. Надгробные тексты их авторства можно увидеть на могилах известных петербургских чиновников и аристократов.

"Но про одну эпитафию обязательно надо сказать, которая проиллюстрирует мысль о том, что это письменный фольклор. Это эпитафия, которую написал племянник известного драматурга Павел Сумароков: "Прохожий, ты идешь, но ляжешь так, как я. Постой и посиди на камне у меня. Сорви былиночку и вспомни о судьбе. Я дома, ты в гостях. Подумай о себе", – добавил Авдеев.

Шутливая автоэпитафия Пушкина абсолютно не вяжется с его трагической гибелью

Александр Пушкин даже написал шутливую автоэпитафию, то есть текст для собственного могильного камня.

Тайны покойников со всего света: самые странные и дерзкие надгробия Фото: © ИЗВЕСТИЯ/Михаил Терещенко
Она звучит так: "Здесь Пушкин погребен, он с музой молодою, с любовью, леностью провел веселый век, не делал доброго, однако ж был душою, ей-богу, добрый человек".

Впрочем, это легкомысленное стихотворение не вязалось с трагической гибелью поэта, и потому от такой эпитафии решили отказаться.

Источник: РЕН ТВ

Топ

Лента новостей