Ровно 32 года назад российские пограничники спасли Таджикистан от моджахедов

Охрана распадающейся Родины. Как пограничники спасали государство?

История 1990-х годов до сих пор для некоторых жителей нашей страны покрыта туманом. Многие знают самые главные моменты той лихой эпохи – стрельбу из танков по Белому Дому, дефолт, невыполненные обещания политиков, распадающееся на части государство и вечный вопрос: «Что будет дальше?»

Никто не знал ответа. Потому что после развала Советского Союза ожидать можно решительно всего. Ещё Александр Проханов отмечал: «В 1990-е нас бросили в пропасть». Однако и из этой пропасти людям приходилось выбираться. Выбираться путём нечеловеческих усилий и героизма.

Об этом не понаслышке знают бойцы 12-й заставы Московского погранотряда, которые стояли на границе с Таджикистаном в условиях дестабилизации в стране. Причём как на Родине, так и в государстве Центральной Азии.

В Таджикистане шла Гражданская война, а границы бывшего СССР осаждали вскормленные американцами моджахеды. Особенно обострённой ситуация стала спустя три года после вывода советских войск из Кабула, когда в 1992 радикалы свергли главу Народно-демократической партии Афганистана Наджибуллу.

Начиная с весны 1993, боевики таджикской оппозиции при поддержке афганских моджахедов начали осаждать границы Таджикистана. Неудачные атаки проводились на 16, 15, 14, 13, 11, 10-й пограничных заставах Московского погранотряда. Говоря проще, ситуация оставалась напряжённой, но критической она стала в роковую ночь на 13 июля 1993 года.

Семь патронов на каждого и одно БМП. Великий подвиг бойцов 12-й погранзаставы

Боевики ударили по позициям российских военных в четыре утра. Силы врага превосходили силы наших войск более чем в пять раз – 250 радикалов против 48 защитников погранзаставы.

Начальник заставы Михаил Майборода погиб в первые минуты боя. Командование принял его заместитель – лейтенант Андрей Мерзликин, со слов которого россияне и чаще всего узнают о героизме и подвиге сограждан.

Хотя военнослужащий о происходящем говорит неохотно, чаще всего сводя фразы к классическим военным формулировкам. Мерзликин отмечает хорошую подготовку и невозможность российских воинов нанести превентивный удар, который мог бы спасти десятки жизней.

Они неплохо подготовились – оборудовать позиции на господствующих высотах начали еще за неделю. Изучили нашу систему охраны, огневые точки, внутреннее расположение. Мы все видели, но сделать ничего не могли – руководство велело не трогать. Более того, от афганцев приходили переговорщики, уверявшие, что будут нас охранять, – отмечает Мерзликин.

У тогдашнего руководства страны были несравненно более «важные дела», чем защита и оснащение воинов. Ваучеры, приватизация и прочие «прелести» «новой России». Солдатам же пришлось обходиться лишь парой сотен патронов и одним БМП, которую боевики подбили в самом начале боя.

Боевики били по зданию из всех стволов. На моих глазах погибли несколько ребят. И тут выскакивает Додик (позывной) с цинком на двести патронов. Если бы не он, нам определенно был бы кирдык. Распределили все поровну. Позже, когда уже вышли, я подсчитал – на каждого осталось по семь патронов, – отмечает Мерзликин.

Решение об отходе из-под натиска боевиком в такой обстановке было вопросом времени. К середине дня, после 11 часов боя, ситуация подошла к своему пределу. Из 48 воинов в живых осталось лишь 18, которые сумели прорваться к резервной группе.

Мерзликин, получивший две контузии в том бою, признаётся, что решение на отход далось ему тяжело. «Я отвечал за заставу головой», – говорит командир, но внешние факторы заставили солдат отойти. Приходилось карабкаться практически по отвесной стене, идти сквозь ореховые сады, чтобы выйти у стыка зон 12-й и 13-й заставы. Тогда 18 выживших солдат поняли, что им удалось спастись, но командир рассказал, что никакой радости в тот момент не испытал. Внутри у него не было ничего, кроме тотального опустошения.

На наших наткнулись на так называемом третьем плато, у стыка зон ответственности 12-й и 13-й застав. Радости я не испытал, помню только ощущение несправедливости и абсолютной душевной пустоты. Очень обидно осознавать, что мы остались живы, а друзья нет.

Роль российских военнослужащих и значение подвига в современной истории

«Застава, равняйсь! Застава, смирно! Равнение на середину! Личный состав 12-й заставы, оставшийся в живых, находится перед вами. Заместитель начальника заставы лейтенант Мерзликин», – так звучат слова военнослужащего из кадров хроники, которые и сейчас временами появляются в сети. 18 перебинтованных бойцов (ещё четыре выйдут на следующий день) едва сдерживают слёзы, а сам Мерзликин с большим трудом подбирает выражения.

Но все понимают, что несколько мгновений назад пережил десяток мужчин. И в такие моменты об Уставах и армейских правилах можно забыть. Доклад Мерзликина заканчивается – он без сил поворачивается к подчинённым. Военнослужащие не знают, что оставленную заставу отобьют к вечеру того же дня. И вероятно, военнослужащие пока не понимают, насколько важную задачу они выполнили 13 июля 1993 года.

Фактически все постсоветские республики находились на перепутье. Кто-то, как прибалты, заранее выбрал путь русофобии, кто-то предпочёл оставаться нейтральным к России. Проблема в том, что и сама Россия словно была нейтральна к себе, решая исключительно внутриполитические проблемы и забывая о своих сыновьях зарубежом, в то время сыновья стоят насмерть и защищают Родину. Родину, разорванную внутренними дрязгами.

Впрочем, сыновьям нет дела до того, что происходит за их спиной. Они совершенно чётко понимали: стоит сдать позиции без боя – и радикализм придёт к ним в дом. При этом сам Мерзликин говорил, что дальше идти боевикам было некуда. Там только высокие-высокие азиатские горы, за которыми, однако, никак не спрятаться.

Но это скорее типичная скромность русского офицера. Ведь путь терроризму и разрушению преградили не только горы, но и пограничники. Всего в боестолкновении на 12-й заставе погибли 25 российских военнослужащих, потери боевиков составили около 70 человек. Звания Героя России удостоились Мерзликин и Евланов. Еще четверо – посмертно. Также к государственным наградам представлен весь личный состав заставы, а также экипаж БМП 201-й мотострелковой дивизии.

Источник: Телеканал Краснодар

Топ

Лента новостей