Нейродомашка для Марьиванны: школьники пишут сочинения и решают задачки с помощью ИИ - что с этим делать

Нейродомашка для Марьиванны: школьники пишут сочинения и решают задачки с помощью ИИ - что с этим делать

Списывать с решебников или пастись на сайтах готовых домашних заданий (ГДЗ) - кринж, как сказали бы современные дети. Теперь есть помощники покруче. Даже в Думе этим вопросом озаботились. Вице-спикер Владислав Даванков посетовал, выступая в Питере на экономическом форуме: «Я через ChatGpt проверяю домашние задания сына, которые тот сделал в DeepSeеk - это же глупость и бессмыслица!». Депутат предложил отменить д/з в текущем виде или заменить - например, на творческие задания.

Как по заказу, подоспело и исследование ученых Массачусетского технологического института - проверяли, как влияет на ИИ на студентов. Энцефалограмма подтвердила: у ребят реально снижается когнитивная (мыслительная) активность, падает внимательность, память хуже работает. А еще появляется зависимость от нейросетей: хочется делать запросы и копировать–вставлять, даже когда в этом нет необходимости.

Не только депутат уличил школьников в нейросвязях. Почти половина учителей сказали, что часто сталкиваются с заданиями, выполненными с помощью ИИ - это данные свежего опроса Superjob. Родители тоже в курсе: судя по их ответам, в 5-6 классах нейросети вкалывают за каждого четвертого ученика, а среди старшеклассников - за каждого второго. Нужен доклад по биологии? Вбиваешь несколько ключевых слов чат-боту, и - готово. Любой объем, любой стиль. Легко и быстро! Еще способ: подносишь камеру смартфона к задачке или примеру - и поисковик выдает тебе ответ. А младшеклассники приловчились делать домашку в обнимку с умной колонкой: «Алиса, сколько будет 25 умножить на 3? А как переводится «а table»?».

Педагоги говорят, что «руку ИИ» в работах школяров видят. И тогда задают уточняющие вопросы, предлагают выполнить аналогичное задание у доски. Особенно часто детвора прокалывается на домашках по иностранному языку. Ведь проверить, знает ли ребенок слова или фразы - дело 10 секунд. А еще на алгебре. Один учитель математики рассказал, что приложения или нейросети обычно решают задачки по своим шаблонам-алгоритмам, и они отличаются от тех, что дает на уроке учитель. Ребенок со слабыми знаниями списывает бездумно и даже не замечает этого.

- А я разрешаю ученикам использовать ИИ - для составления плана работы, сбора информации. Но не более. Самостоятельная проработка темы - это обязательно, - отметил учитель истории.

Не все педагоги такие продвинутые, конечно. Да и «валить на косвенных» 25-30 человек каждый день - где ж столько времени и сил взять? И нейросети быстро совершенствуются. Говорят, уже умеют подстраиваться под заказчика, выдавая желаемую информацию. И врут тоже знатно - придумывают цитаты, ссылки дают «от фонаря». Глаз да глаза за ними нужен. Но и совсем отказываться от заданий на дом только ради того, чтобы дети не филонили, тоже не вариант. Наши образовательные методики рассчитаны на то, что дети в школе получают информацию, а потом дома самостоятельно закрепляют. Одно без другого не работает.

- Это нереально, - считает учитель биологии Елена Рудова. - Домашние задания нужны, чтобы ученик хорошо усвоил материал и научился осознанно применять новые знания. К тому же в процессе повторения развиваются важные психические функции: память, мышление, восприятие…

Елена Казакова - доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, директор Института педагогики СПбГУ - недавно выступала на лекции «Как учить и учиться в 21 веке» в лектории «Прямая речь». Профессор поведала, в какую ситуацию попала ее студентка, ныне школьный учитель. Один мальчик - ее ученик - раньше не любил и не умел, а тут вдруг стал писать короткие эссе - с каждым разом все лучше и лучше. А потом признался учительнице: мол, сначала загнал задание в одну нейросеть - вам не понравилось. Потом в другую - тоже не очень, потом папа еще одну нейронку наладил дома, и уже после нее пошли пятерки. Теперь даю задание сразу на троих. И как, спрашивается, учить такого ребенка?

- Той студентке я сказала, что оценку менять точно не нужно, потому что в процессе работы над текстом ответа ребенок последовательно улучшал текст, задавая все новые и новые критерии для его написания. Он оценивал работу ИИ, ориентируясь на требования учителя. Это сложный интеллектуальный навык, - рассказала KP.RU Елена Ивановна. - А учитывая, что в устной беседе он а) рассказал, что и как делал; б) объяснил, почему менял текст, - мальчик проявил достаточную самостоятельность, инициативу и ответственность. Тем более, что лучше с ИИ, чем с репетитором (или переписать то, что диктует папа).

- То есть нужно не отваживать-запрещать, а направлять в полезное русло увлеченность детей технологиями?

- У нас с вами нет никаких реальных инструментов для того, чтобы запретить ребенку пользоваться нейросетями. Человечество уже «создало шариковую ручку», убеждать пользоваться гусиным пером - поздно. Но научить себя самих и наших детей - использовать ИИ осознанно и эффективно - мы можем и, видимо, должны.

Что делать родителям

- Помочь ребенку понять, что учится он не для родителей и учителя, а для того, чтобы стать умнее. Для этого надо интересоваться не оценками, а смыслами работы, - говорит Елена Казакова. - У нас есть простые правила, которые работали и до нейросетей. Быть честным и самостоятельным. Стараться самостоятельно оценивать качество по критериям. Ну, и главное - показывать, как мы, взрослые, используем ИИ, как принимаем или не принимаем его подсказки. Мы у себя в Институте педагогики учим студентов (будущих педагогов) трансформации традиционных заданий с учетом того, что ребенок может их выполнять с помощью ИИ. В принципе, правила просты. Больше обсуждать с ребенком прочитанное, написанное; просить высказать и обосновать свою позицию, отношение; почаще делать что-то вместе, включая использование ИИ. И не сводить жизнь к цифровым следам, помня, что помимо цифровой реальности есть еще очень много интересного.

ШУТКА В ТЕМУ

Студенты - профессорам: если мы делаем работы со своей «гопотой» (сленговое название ChatGPT), а вы их проверяете со своей, так, может, наша и ваша будут напрямую контактировать?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Гаджеты и депрессия: как экраны меняют работу мозга подростков

Чат-ботом по мозгу: правда ли, что человечество тупеет и сходит с ума из-за общения с искусственным интеллектом

Источник: Комсомольская Правда

Топ

Лента новостей