Майя Котовская (Канцлер Ги): «То, что я хочу сказать, можно услышать в моих песнях»

Майя Котовская (Канцлер Ги): «То, что я хочу сказать, можно услышать в моих песнях»

Война на Донбассе и СВО разделили творческую среду на тех, кто поддержал Россию и Донбасс, и тех, кто выступил категорически против. Это затронуло все музыкальные жанры, в том числе фолк-музыку. Об изменениях, мнениях и тенденциях идёт речь в интервью с известным музыкантом, историком и журналистом Майей Котовской (Канцлер Ги).

— Почему вы решили связать свою жизнь с творчеством? Что для Вас музыка?

— Это не было с самого начала осознанным решением. Скорее, под влиянием определённых обстоятельств и сделанных из этого выводов я поняла, что мне просто некуда деваться (улыбается). Музыка и сочинение песен для меня — это способ обозначения себя в этом мире и, если угодно, вид личного маленького бессмертия.

— Чего в профессии музыканта больше: творчества или технической составляющей?

— Когда как. И у кого как. Люди, занимающиеся творчеством, — они очень разные. Соответственно, и творят они по-разному, кто-то последовательный «технарь», а кто-то без «наития свыше» не может. И то, и другое одинаково нормально.

— Со временем идеалы и убеждения могут меняться, как и основные темы песен, но есть ли какие-то нарративы, проходящие через все Ваше творчество? Что Вы хотите сказать людям своим творчеством?

— Думаю, то, о чём я хочу сказать, отлично можно услышать в моих песнях. Опять же, каждый может там услышать не что-то объективное, а что-то лично свое.

— Под давлением внешних обстоятельств привычные смыслы могут меняться. Изменилось ли для Вас что-либо в Ваших работах с началом СВО? Вообще, насколько часто подобные изменения встречаются?

— Поскольку мои работы никогда не носили характер и статус «острых актуалий», у меня не изменилось ничего. Насколько часто такие изменения встречаются, точно не скажу, ибо статистику не вела, но они явно есть.

— Будем реалистами, с началом СВО общество разделилось на тех, кто поддерживает, тех, кто против и тех, кому без разницы, и их большинство. Как вы думаете, почему это разделение так заметно и нужно ли что-то с этим делать?

— Скажу банальное: разделение заметно, ибо позиции, прямо скажем, весьма диаметральные, чтобы их не заметить. Что делать с теми, кому «без разницы» (полагаю, с теми, кто «за» и «против», все более-менее понятно)? Честно: а черт их знает. Увы, такая прослойка есть в любом обществе. Им будет до последнего «без разницы», пока они сами, лично, не получат по голове.

— И в качестве продолжения предыдущего вопроса: насколько сильно влияет Ваше философское образование на Ваше творчество?

— Философское образование не влияет никак, потому что у меня его нет. Я по образованию журналист и историк. И вот это действительно часто весьма помогает разбираться в происходящем вокруг.

— Вопрос, который я часто задаю музыкантам: на Ваш взгляд, сейчас можно наблюдать некоторое упрощение современных песен? В основном подобные высказывания звучат в адрес популярной музыки, но все же так ли это на самом деле?

— Мне кажется, тут речь идёт скорее не об упрощении, а о примитивизации. Потому что простое может быть и гениальным. А примитивное — сильно вряд ли. И вот откровенного примитива сейчас клепается много. Причём такого, что даже совершенно «оторванная» попса 90-х на этом фоне кажется чем-то приличным (улыбается). А это, прямо скажем, постараться надо!

— У Вас есть песни, которые, на Ваш взгляд, сейчас можно и нужно было бы сделать иначе? Перезаписали бы их?

— Конечно. Такие вещи, по-моему, у каждого музыканта есть.

— Как музыкант могли бы Вы сказать, с чего стоит начинать свой путь молодым исполнителям да и вообще творческим людям?

— Для начала, полагаю, нужно хотя бы что-то написать. Во всяком случае, попробовать точно.

— Есть ли люди или произведения искусства, которые оказали существенное влияние на Вас? Могли бы Вы рекомендовать что-то к прочтению или прослушиванию Вашим юным поклонникам?

— Не могу сказать определенно, потому как этого всего было весьма немало.

— Зачастую личное отношение человека к биографии автора влияет и на восприятие его произведений. На Ваш взгляд, стоит ли отделять творца от его творения?

— Стоит. Потому что песни «уходят в народ» и с какого-то момента живут собственной жизнью. А человек, их написавший, с течением времени может сильно измениться. Но песня-то от этого не изменится! Опять же, в творчество свое автор может вкладывать ту часть себя, которую он в жизни, скажем так, не использует, и реализует ее через лирического героя, который, как известно еще из школьных уроков литературы, никогда автору не тождествен. Об меня вот так довольно много людей больно ударилось головой, потому что они немилосердно путали автора с лирический героем. А это никогда не стоит делать. А ещё кто-то однажды сказал неглупую вещь: «С музыкантами и писателями не надо дружить — их надо слушать и читать».

— Творчество — это что-то безграничное или же у автора должна быть определенная самоцензура в трансляции своих идей обществу? Должен ли автор нести ответственность за то влияние, которое могут оказать его творения на общество?

— Самоцензура, полагаю, быть должна. Все-таки должно присутствовать какое-то здравое понимание того, что именно ты транслируешь. А вот цензура извне — штука крайне спорная, потому что умных цензоров ещё поискать надо, а дураков жаждущих «судить-рядить», почему-то всегда полно.

— Стоит ли музыканту заигрывать с аудиторией или же лучше оставаться собой в ущерб популярности?

— А это уж на что характера хватит! Ну, или не хватит. Лично я никогда не шла ни у кого на поводу, и все мои песни, по сути, были песнями для меня самой, и только спустя какое-то время я с удивлением понимала, что это нужно и интересно не только мне. Но не у всех такое может сработать, это факт!

— В каком состоянии, на Ваш взгляд, находится современная российская культура? Насколько велико ее влияние на музыку?

— У меня впечатление, что культуры у нас две, официальная и неформальная, и последняя находится в сильно лучшей форме, чем «официоз». И музыки это касается непосредственно. Что на самом деле часто довольно печально. Но увы, противофаза «системы» и «неформата» — это вещь неизлечимая в абсолютно любых реалиях.

— Ваше главное решение в жизни?

— Отвечу строчкой из своей песни:

«Смотри вперед и не сдавайся
Ты на милость судьбе:
Предай их всех,
Останься верен себе!»

Фаина Савенкова, специально для ИА «Анна Ньюс»

Источник: ANNA NEWS

Читайте также

Это интересно

В регионах

Топ

Лента новостей