КРАСНОДАР, 20 июня. /ТАСС/. Ученые рассчитали, что для проведения первоочередных работ по укреплению пляжей в Анапе и Темрюкском районе Кубани после загрязнения мазутом из-за крушения танкеров к периоду осенне-зимних штормов потребуется 75-80 тыс. куб. м песка. Такие работы возможно выполнить в течение двух месяцев, сообщила ТАСС кандидат геолого-минералогических наук доцент, заведующая кафедрой нефтяной геологии, гидрогеологии и геотехники Кубанского государственного университета Татьяна Любимова.
В марте губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев подписал постановление о разработке проекта по восстановлению песчаных пляжей в Анапе и Темрюкском районе после ЧП с танкерами. Создание проекта поручили ученым Кубанского государственного университета, проводились необходимые исследования.
В ходе работ была выполнена топо-батиметрическая съемка суши на ширину до 100 м, а также морской части до глубины 7-8 м, осуществлялось маршрутное инженерно-геологическое, инженерно-экологическое, инженерно-гидрометеорологическое обследование. На основании полученных данных были построены: карта уклонов пляжной и подводной части, а также поперечные профили, которые в совокупности показали местоположение наиболее уязвимых участков. Общая сумма подсыпки ("ямочный ремонт") может составить 75-80 тыс. куб. м, в дальнейшем нужно будет производить компенсационную подсыпку. Ориентировочно сроки - до двух месяцев, так как необходимо учитывать шторма и другие погодные явления , - сказала Любимова.
По ее словам, речь идет о проведении первоочередных работ по отсыпке части песка для обеспечения устойчивости территорий к наступлению осенне-зимних штормов. Полное восстановление пляжей необходимо будет проводить в несколько этапов. Разработанный проект передан заказчику, сроки начала работ будут зависеть от выделения финансирования и завершения очистки пляжей от мазута для достижения соответствия санитарно-гигиеническим нормам. Для определения срока полного восстановления системы необходимо вести соответствующий мониторинг, который покажет как стабилизацию пляжных территорий, так и степень самоочищения остаточных продуктов загрязнения , - сообщила собеседница агентства.
Она пояснила, что исследования проводились на 50 км поврежденных пляжных территорий от города-курорта Анапа до пос. Веселовка - это Анапская пересыпь, для которой характерна уникальная природная форма рельефа в виде узкой полосы песка, расположенная вдоль побережья Черного моря. Вывоз загрязненного песка провоцирует изменение вдоль береговых течений, меняет профиль динамического равновесия пляжей, что в совокупности может привести к увеличению скорости разрушения берега. Для предотвращения наступления таких последствий необходимо будет производить отсыпку пляжей на ширине 70 м.
В настоящее время ширина пляжей в среднем колеблется в пределах 35-50 м, и только на отдельных участках достигает 80 м и более. При том, что для волн высотой 6-8 м для избегания размыва необходима ширина пляжа не менее 50-100 м. Поэтому оптимальной шириной пляжа для его стабильного существования принято считать 70 м. Одним из главных вопросов является достижение в ходе восстановления пляжных территорий первоначального соотношения между приходом и расходом материала , - добавила член-корреспондент Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы (МАНЭБ) Татьяна Любимова.
Наиболее подходящий песок
Любимова отметила, что для восстановления пляжей не целесообразно использовать песок из акватории, так как намечаемый для изъятия участок слишком близко располагается к зоне забурунивания, что при катастрофических зимних штормах наоборот приведет к размыву пляжей. Кроме того, имеется высокая вероятность того, что в акватории песок тоже загрязнен нефтепродуктами. Эксперт также подчеркивает, что объема пляжеобразующего материала там недостаточно, чтобы компенсировать возникший дефицит.
Как альтернативный вариант можно использовать песчаный материал с карьеров, расположенных непосредственно вблизи Анапской пересыпи. Изучение этих песков показало идентичность песка по размерности и совпадение до 60-70% по минеральному составу. Единственным отличием является более низкий процент содержания битой ракуши. Объемов песка в этом случае предостаточно , - сказала Любимова.
О крушении танкеров
Танкеры "Волгонефть-212" и "Волгонефть-239" потерпели крушение 15 декабря 2024 года. Один из моряков погиб, остальных эвакуировали. По информации экстренных служб, танкеры перевозили около 9,2 тыс. тонн мазута. В результате бедствия в акватории Черного моря произошел разлив нефтепродуктов.
Специалисты МЧС продолжают работу по очистке дна Черного моря от мазута после аварии нефтетанкеров. На пляжах Анапы и Темрюкского района на 19 участках водолазами МЧС России обследовано почти 3,6 тыс. квадратных метров дна, собрано свыше 228 тонн нефтесодержащих отходов.