— По итогам прошлого года наблюдался рост перевозок пассажиров. Расскажите о результатах компании и планах на текущий год.
— В настоящее время мы видим, что данный показатель находится выше уровня прошлого года. Так, за пять месяцев этого года поездами ФПК было перевезено почти 41,4 млн пассажиров, что на 0,8% больше, чем за аналогичный период 2024 года. По итогам 2025 года ожидаем прирост к уровню прошлого года около 1% и планируем перевезти 113,5 млн пассажиров.
— Какие направления стали самыми популярными по итогам пяти месяцев? Фиксирует ли компания новые тенденции у пассажиров и рост спроса на отдельные направления?
— В целом, выбор пассажиров отличает постоянство: "тройка лидеров" практически не меняется. Самыми востребованными маршрутами в этом году стали Москва — Санкт-Петербург, Краснодар — Сочи, Москва — Нижний Новгород, а также Москва — Ярославль. Если говорить о летнем сезоне, то в этом году более привлекательными для путешествий стали Минеральные Воды, Дербент, Махачкала и др.
— Компания постоянно старается удивлять пассажиров новыми моделями вагонов. Какие новинки появились в последнее время и что в дальнейших планах?
— Компания ведет планомерную работу по обновлению вагонного парка. Речь уже идет не только о наличии кондиционеров, биотуалетов или розеток — сегодня они воспринимаются как данность. Во всех фирменных и туристских поездах, а также в ряде обычных рейсовых поездов сегодня работает информационно-развлекательная система "Попутчик". Это тоже уже привычный для многих наших пассажиров сервис.
В прошлом году на сети появился совершенно уникальный вагон-спа с инфракрасной сауной, который мы включаем в ряд туристских поездов. Также в 2024-м в нашем парке появился специализированный вагон для маломобильных путешественников. Он включен в состав одного из наших поездов, который следует из Москвы в Кисловодск. К концу этого года мы ожидаем получить еще четыре таких вагона.
Кроме того, в 2025 году планируем получить 28 обновленных вагонов СВ с горизонтальной компоновкой мест.Речь идет не о строительстве новых, а о замене интерьера в уже существующих. В данном концепте длина полок увеличена на 16 см — до 2 м. Появится больше места для хранения ручной клади за счет вместительных закрытых багажных полок над спальными местами, специальной ниши для перевозки спортивного инвентаря и шкафчиков для верхней одежды, которые пришли на замену стандартным крючкам.
— Вы упомянули информационно-развлекательную систему "Попутчик". В скольких поездах уже есть Wi-Fi, ведется ли работа по его обеспечению?
— Сегодня через нашу внутреннюю беспроводную сеть Wi-Fi пассажиры 115 поездов пользуются услугой доступа к "Попутчику". Они могут смотреть фильмы и сериалы, слушать музыку и аудиокниги, читать электронные книги, заказывать еду, напитки и сувениры, ознакомиться с расписанием поезда, оставить обратную связь и многое другое. В течение этого года мы планируем, что доступ к "Попутчику" будет уже в 124 поездах. Конечно, ассортимент информационного и развлекательного контента тоже будет расширяться.
— Говоря о туристских поездах, какие новые поезда уже были запущены в этом году? Какие направления пользуются спросом?
— Туристские перевозки, несомненно, остаются для нас перспективным направлением.
В этом году мы предложили пассажирам несколько новинок: поезд "В Дивеево", "Сказочный экспресс", "Волжский вояж", "Вдоль Оки" и "Псковские каникулы". Отдельно отмечу международный проект "В Корею". Практически полностью раскупаются билеты на такие поезда, как, например, "Мороз-экспресс", "В Карелию", "Зимняя сказка". Востребованы и событийные круизы: "Ко Дню Победы" и "Цветущая степь". Новые маршруты также вызвали интерес у путешественников
— Планируется ли расширение географии туристских маршрутов в этом году? Расскажите о дальнейших планах. Какие новые направления рассматриваются?
— Безусловно, Федеральная пассажирская компания нацелена на дальнейшее развитие маршрутной сети туристских перевозок. На сайте ОАО "РЖД" уже опубликован график турпоездов на 2026 год и первый квартал 2027 года.
На следующий год мы сохранили полюбившиеся нашим туристам круизные поезда: "Жемчужина Кавказа", "В Карелию", "По Золотому кольцу". Среди интересных новинок, например, "Белые ночи" (Москва — Архангельск — Выборг — Москва), "Вдохновение эпох" (Москва — Пенза — Рязань — Москва), "Космические выходные" (Москва — Самара — Оренбург — Саранск — Москва).
— Будет ли ФПК развивать сотрудничество с регионами и туроператорами для создания новых экскурсионных программ?
— Мы уже активно работаем с регионами и туроператорами, чтобы улучшить наши существующие продукты и создать новые. Новый маршрут следующего года, "Вдохновение эпох", задумывается как "литературное путешествие". За одну поездку можно будет посетить усадьбу Тарханы, родовое имение М.Ю. Лермонтова, и село Константиново, родину Сергея Есенина. А у поезда "Космические выходные" будет необычный маршрут: посещение "Самары Космической", дома-музея Юрия Гагарина в Оренбурге.
— Какие меры сейчас принимаются для повышения доступности ж/д перевозок: льготы, спецтарифы, программы лояльности?
— Важно отметить, что в этом году государством была установлена круглогодичная, без ограничений количества поездок, льгота с предоставлением скидки 50% на тарифы на перевозку пассажиров — граждан РФ — в возрасте от 10 до 18 лет. Также при проезде юных пассажиров до 10 лет, являющихся гражданами РФ, действует детский тариф, который составляет 35% от стоимости взрослого. Дети до 5 лет, если они не занимают отдельного места, путешествуют бесплатно.
Кроме того, ФПК за счет собственных средств реализует ряд тарифных планов, которые позволяют купить билет со скидками. Мы стремимся создать предложения для разных категорий пассажиров: многодетных семей, студентов, старшего поколения. Со всеми актуальными предложениями можно ознакомиться на сайте ОАО "РЖД".
Отмечу также, что бесплатный проезд предоставлен участникам, инвалидам Великой Отечественной войны, жителям блокадного Ленинграда и их сопровождающим.
— Цифровизация — один из ключевых трендов сейчас. Какие цифровые новшества были внедрены в этом году? Все ли вагоны обеспечены терминалами для безналичной оплаты?
— Еще 15–20 лет назад электронные билеты и почти все современные сервисы казались чем-то необычным. Сегодня это воспринимается как должное. Во всех поездах дальнего следования есть возможность безналичного расчета. Также внедряется технология приема безналичных платежей не с помощью терминалов, а устройств, которые проводники используют для проверки данных пассажиров при посадке. Это очень удобно, так как такое оборудование есть в каждом вагоне, а платежный терминал — только у начальника поезда. Такая опция сегодня есть в 91 поезде дальнего следования, их количество будет расти.
Этим летом мы запустили пилотный проект, который сделает проще покупку билетов на юг для многодетных семей. Большие семьи теперь смогут в приоритетном порядке выкупать места в поездах, курсирующих в направлении Черноморского побережья и Кавказских Минеральных Вод. Для этого в поездах южного направления отправлением с 23 июня предусмотрено два купе. Тем, кто захочет воспользоваться данным предложением, нужен статус "Большая семья" в программе лояльности "РЖД Бонус".
В кассах устанавливаем новые терминалы на базе российского программного обеспечения, сегодня ими оснастили около 300 касс. У них понятный интерфейс, есть второй экран, который развернут к пассажиру, чтобы тот мог, как и кассир, видеть свободные места в вагоне и выбрать наиболее комфортное для себя.
Цифровизация затрагивает не только сервис для пассажиров, но и рабочие процессы наших сотрудников, чтобы избавить их от рутины. Новая система, над которой мы работаем, АСУ "Начальник пассажирского поезда", позволит автоматизировать бизнес-процессы подготовки пассажирских поездов к рейсу, сократить количество бумажной отчетности, повысить эффективность и прозрачность взаимодействия с нашими контрагентами. В полную силу система заработает в 2026 году.
— Вы рассказали о новых возможностях при покупке билетов для многодетных семей. Планируются ли еще какие-то улучшения для пассажиров с детьми?
— ФПК стремится создать привлекательные условия для семейных путешествий. Приятный сюрприз ждет юных путешественников уже скоро: в июле во всех вагонах наших поездов, включая плацкартные, мы начнем предоставлять детям в возрасте до 10 лет наборы для творчества: карандаши и раскраски. Эта акция продлится до конца летнего сезона. Сейчас они есть только в вагонах повышенной комфортности.
Кроме того, осенью мы планируем предусмотреть места для проезда только с детьми. Речь идет о купе и вагонах с местами для сидения ряда поездов. Оформление на указанные места осуществляется для взрослых с детьми в возрасте до 10 лет. На сайте ОАО "РЖД" указанные места будут обозначаться специальным символом "Места для пассажиров с детьми"
— Летний сезон уже стартовал, готов ли персонал к приему пассажиров? А вагоны, инфраструктура?
— Подготовка вагонного парка компании к летнему сезону проходит в два этапа. Первый длится с 1 марта по 25 мая, он уже успешно завершен: на данный момент мы подготовили более 13 тыс. вагонов. Работа продолжается, и к пику перевозок в августе будет подготовлено еще больше.
В рамках сезонного техобслуживания в основной список работ входит проверка всех систем подвижного состава, отвечающих за движение и внутреннее оборудование, производится необходимый ремонт, а также формируется запас комплектующих деталей. Особое внимание уделяется установкам кондиционирования воздуха: помимо расконсервации всей системы проводятся очистки узлов и аппаратов от пыли и грязи, проверяется целостность воздуховодов и состояние теплообменников. В районе крупных станций подготовлен резерв вагонов, чтобы в случае необходимости можно было заменить вагон в пути следования.
— Будут ли назначены дополнительные поезда на юг России? Сколько всего пассажиров планируете перевезти за летний сезон?
— В графике движения на 2024–2027 годы в сообщении с курортами Черноморского побережья и Кавказских Минеральных Вод уже предусмотрено 142 пары поездов, при этом большинство из них, 83 пары, курсируют именно в летний период. С 1 мая по 30 сентября мы готовимся перевезти 56 млн человек, что на 0,6% больше уровня 2024 года. В том числе в южном направлении рассчитываем, что перевезем 11,6 млн человек — выше на 0,1% по сравнению с 2024 годом.
— Что касается зарубежных направлений, наблюдается ли рост спроса на них? Сколько пассажиров перевезено международными маршрутами и планируется ли запуск новых направлений?
— В настоящее время обеспечивается сообщение с Республикой Абхазия, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, Республикой Таджикистан, Республикой Узбекистан, а также Монголией и Китайской Народной Республикой. Это как поезда ФПК, так и поезда иностранных железнодорожных администраций. Кроме того, с июня 2025 года возобновляется сообщение с Корейской Народно-Демократической Республикой (КНДР). Если говорить именно о поездах формирования ФПК, то они курсируют в Абхазию, Республику Беларусь, Казахстан транзитом. Поезда формирования АО "ФПК" и АО "УБЖД" соединяют Иркутск и Улан-Батор.
По итогам пяти месяцев 2025 года в международном сообщении поездами ФПК и иностранных железных дорог было перевезено порядка 1,4 млн пассажиров, рост пассажиропотока составил 12% к аналогичному периоду прошлого года. Основным потокообразующим направлением остается Республика Беларусь.
АО "ФПК" придает важное значение развитию международного сотрудничества. С прошлого года восстановлено курсирование поездов, которые формируют наши иностранные коллеги: Ташкент — Москва, Бишкек — Москва, Караганда — Москва, Гродеково — Суйфэньхэ, Хасан — Туманган, организовано курсирование беспересадочных вагонов из Новосибирска в Риддер. В рамках Союзного государства запустили дополнительный поезд по направлению Санкт-Петербург — Минск, третью пару электропоездов "Ласточка" между столицами наших стран, увеличили периодичность курсирования поездов в Калининград через Беларусь.