#Слово_Священноигумена
Ваше Святейшество, протоиерей Владимир Максимов, настоятель храма равноапостольного князя Владимира города Калининграда. Не стал бы отнимать время, но мне кажется, что просто необходимо задать этот вопрос именно Вам. Он прозвучал несколько раз за прошедшие две-три недели в мой адрес. Меня спрашивали разные люди – и родственники, и прихожане; и у меня самого наметились некоторые внутренние противоречия, которые, наверное, надо озвучить. Я имею в виду высказывание священнослужителя из города Сочи, которое нарушило наше межнациональное, межрелигиозное согласие с братьями-мусульманами.
Где нам нащупать эту золотую середину, чтобы и гражданский мир сохранить, особенно в условиях военного положения, потому что приходят члены семей, которые исповедуют ислам, а сейчас их родственники вместе с православными защищают свободу и независимость нашей Родины? Тут всегда есть точки соприкосновения, это наше поле совместной борьбы против общего врага, против сил зла. Но приходят православные и задают вопрос: а как же быть вот с этим? И как нам, пастырям, грамотно ответить? Хотелось бы услышать из Ваших уст, как быть, чтобы золотую середину соблюсти – не нарушить гражданский мир и против Божией правды не погрешить? Спасибо.
– Ну, я высказался по поводу этого батюшки. Это провокация самая настоящая. В то время, когда православные и мусульмане борются вместе с оружием в руках, когда лучшие представители ислама поддерживают Православие, включая те места, где их большинство, – например, в Чечне православные не испытывают никаких притеснений – в это самое время провоцировать православно-исламский конфликт может либо сумасшедший, либо человек со злыми намерениями.
У нас есть общее с мусульманами: мы верим в Единого Бога. Есть общее, хотя и относительно общее, в плане самоограничений, которые люди накладывают на себя во имя Божие. У них свои посты, у нас свои. Есть действительно и то, что не соответствует нашей культуре, например, многожёнство, хотя официально в России это запрещено. Христианское понимание брака совсем другое. Но, несмотря на эти различия, у православных и мусульман сегодня есть общее целеполагание. Это забота о Родине, о России. Сколько мусульман сейчас погибает, защищая Родину!
Поэтому я могу характеризовать православно-мусульманские отношения как находящиеся сегодня на хорошем уровне. Возможно, удастся достичь и более высокого уровня, но именно эта гармония взаимодействия двух исторических религий на территории России и вызывает раздражение наших противников – и в прошлом так было, и в советское время, и сейчас. Особенно те, кто живёт за пределами нашей Родины, пытаются возбудить мусульман, провоцируя разного рода агрессивные идеи против православных. Ну, а православных возбудить под предлогом «Сколько же можно терпеть? Дайте им как следует!» И то, и другое идёт от наших врагов.
Общаясь с мусульманскими лидерами, я никогда не чувствовал двойного дна: говорят одно, а думают другое. Православие и ислам в России являют уникальный пример того, как две религии могут жить в мире, как представители двух религий могут быть единомысленны и совместно защищать Родину на поле брани. Поэтому гоните прочь всех тех, кто под предлогом «заботы» о русских, о русской культуре, о Православной Церкви призывает встать на борьбу с российскими мусульманами. Это провокация! Очень важный фактор сохранения единства нашего народа — это добрые отношения между православными и мусульманами, как, впрочем, и между всеми религиями и конфессиями. Если нет экстремизма в этих религиях и конфессиях, то мы, конечно, готовы развивать и развиваем отношения с ними. Как вы знаете, существуют такие организации, в том числе созданные по моей инициативе. Однако враги России не оставляют желания спровоцировать православных и мусульман на конфликт, а по возможности – даже на силовое противостояние.
Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы участников собрания духовенства Калининградской митрополии 14 июня 2025 года