В СФ обсудили необходимость изменений нормативно-правового регулирования целевого образования.
В Совете Федерации состоялось заседание круглого стола на тему «Обеспечение востребованности молодых специалистов, прошедших обучение по договорам о целевом обучении». Провел мероприятие член Комитета СФ по экономической политике Иван Евстифеев. Мероприятие было подготовлено совместно с Комитетом СФ по науке, образованию и куль туре.
Как сообщил сенатор, по официальным прогнозам, до 2030 года российской экономике дополнительно потребуется 3,1 млн работников. Для обеспечения кадровой потребности необходимо будет увеличить численность занятых в 37 регионах, наибольшая потребность в кадрах ожидается в Московской области, Москве, Ставропольском крае, Ростовской области, Краснодарском крае, Республике Татарстан, Пермском крае.
«Кадровый потенциал – это фундамент развития любой отрасли. Сегодня недостаток квалифицированных специалистов сдерживает экономический рост и не позволяет ключевым производствам выйти на новый уровень», — заявил он.
Одним из эффективных инструментов, который может закрыть проблему, сенатор считает – целевое обучение. «Оно позволяет работодателям заранее формировать кадровый резерв, а студентам – получать образование с гарантированным трудоустройством и поддержкой во время учебы».
Он напомнил, что в 2024 году изменились правила приема в образовательные организации на целевое обучение – с 1 мая вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Целевой прием стал более прозрачным и регулируемым, благодаря платформе «Работа России», где «встречаются» заказчик и будущий студент (заказчик размещает предложение, абитуриент подает на него заявку). По данным Минтруда России, по результатам приемной кампании прошлого года на платформе «Работа в России» было опубликовано 82 тыс предложений заказчиков целевого обучения и поступило 233 тыс. заявок от абитуриентов. В итоге было заключено почти 44 тыс договора о целевом обучении. Интерес граждан к целевому виду набора начинает расти. Квота целевого приема на 2025/2026 учебный год утверждена 145,5 тыс. мест по 838 направлениям подготовки и научным специальностям, проинформировал сенатор.
Как сообщил сенатор, на предстоящий учебный год регионы заявили о кадровой потребности по 12 новым направлениям подготовки, среди них — «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии», «Наносистемы и наноматериалы», «Технология изделий лёгкой промышленности», «Конструирование изделий лёгкой промышленности», «Регионоведение России».
Вместе с тем, констатировал Иван Евстифеев, существует серьезная проблема – недостаточная удерживаемость целевиков. Среди причин возникающей ситуации парламентарий указал на несоответствие ожиданий выпускников реальным условиям труда, ограниченные карьерные перспективы на предприятиях, низкий уровень адаптации молодых специалистов, отсутствие системной работы по вовлечению целевиков.
Он обратил внимание на то, что крупными хозяйствующими субъектами накоплен многолетний опыт по организации целевого обучения и обеспечению последующего трудоустройства выпускников на предприятиях. Так, например, государственная корпорация «Ростех» совместно с ведущими профильными вузами страны реализует ряд целевых образовательных треков, например, «Крылья Ростеха» – это подготовка кадров для авиаотрасли. Ряд работодателей с целью вовлечения молодежи в реальную производственную деятельность реализуют корпоративные стипендиальные и стажировочные программы.
Иван Евтифеев подчеркнул, что абитуриентов в целевом наборе смущают опасения стартового трудоустройства на невыгодных условиях, а также непонимание дальнейших карьерных перспектив.
В ходе заседания были рассмотрены итоги первого года внедрения обновленной системы «целевого набора» и ее дальнейших перспектив, функционирование единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России», запросы работодателей к уровню образования и практических навыков выпускников, особенности коммуникации студентов-целевиков и их работодателей; особенности установления квот на целевое обучение в 2025 году с учетом потребности в кадрах для реализации национальных проектов, перспективы квотирования целевых мест в дальнейшем, необходимость изменений нормативно-правового регулирования целевого образования.
























Подводя итоги обсуждения, член Комитета СФ по экономической политике Андрей Хапочкин отметил, что целевое обучение – это действенный инструмент подготовки кадров, но его эффективность зависит от слаженной работы всех участников процесса: работодателей, образовательных организаций и самих студентов. «Вместе мы создаем будущее кадрового потенциала России – давайте делать это осознанно, системно и с уверенностью в результате», — подчеркнул сенатор.
Среди ближайших задач по итогам круглого стола он назвал необходимость дальнейшего обсуждения прозвучавших предложений. Предложил сформировать перечень рекомендаций по совершенствованию нормативной базы и механизмов целевого обучения, а также проработать вопрос повышения привлекательности таких программ для абитуриентов, в том числе через дополнительные меры поддержки. «Уверен, что совместными усилиями мы сможем сделать систему целевого обучения еще более эффективной и востребованной», — сказал парламентарий.
В мероприятии приняли участие заместитель председателя Комитета СФ по науке, образованию и куль туре Людмила Скаковская, сенатор РФ Александр Русаков, представители профильных министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации, вузов, экспертного сообщества.