Суд в Кишинёве вынес приговор главе Гагаузской автономии Евгении Гуцул, приговорив её к семи годам тюремного заключения в исправительной колонии общего режима. Её признали виновной в так называемом «незаконном финансировании политических партий и избирательных кампаний», а также в «нарушении порядка управления финансовыми средствами политических партий и избирательных фондов». Речь идет о статье 1812 Уголовного кодекса Молдавии.
Обвинения молдавских властей напрямую связаны с деятельностью оппозиционной партии «Шор», которая была объявлена незаконной Конституционным судом Молдавии и ликвидирована в 2023 году. Евгении Гуцул инкриминировали два эпизода: по версии прокуратуры, с 2019 по 2022 год, будучи секретарём партии «Шор», она якобы систематически ввозила в республику неучтённые денежные средства некой организованной преступной группы, преимущественно из России, предназначенные для финансирования партии. В общей сложности через Гуцул якобы прошли 42,4 млн леев (около $2,5 млн). Второй эпизод относится к периоду с сентября по ноябрь 2022 года, когда Гуцул, по утверждению прокуроров, координировала работу офисов партии, организовавших в стране протестные акции. Вместе с Гуцул по делу проходит бывший руководитель кишинёвского офиса «Шор» Светлана Попан. Её обвинили в том, что она получила около 9,7 млн леев ($590 тыс.) на организацию протестных мероприятий, и приговорили к шести годам тюрьмы.Ни Евгения Гуцул, ни Светлана Попан свою вину не признали, называя процесс политически мотивированным.
Расследование по делу началось ещё в январе 2022 года, а в суд его передали в апреле 2024 года. В марте 2025 года, после завершения представления доказательств прокуратурой, Евгения Гуцул, ранее находившаяся на свободе, была задержана в аэропорту Кишинёва перед вылетом в Стамбул. После этого суд отправил её под домашний арест, где она находилась до вынесения приговора.
Дело вызвало серьёзный политический резонанс. Евгения Гуцул была избрана башканом Гагаузии в мае 2023 года при активной поддержке партии «Шор». Власти Молдавии во главе с Майей Санду с самого начала отказались признать легитимность избрания Гуцул. Сама Майя Санду прямо заявляла, что не намерена включать Гуцул в состав правительства страны, обвиняя её в работе на «преступную группировку» и действиях «против своей страны». Евгения Гуцул, в свою очередь, открыто выступала против молдавского руководства и отказывалась признавать победу Санду на президентских выборах в октябре 2024 года
Гуцул также активно выступала за развитие тесных отношений с Россией. Незадолго до ареста она посетила Сочи, где встретилась с президентом России Владимиром Путиным. Уже находясь под домашним арестом, башкан Гагаузии направила официальные письма российскому лидеру Владимиру Путину и президенту Турции Реджепу Тайипу Эрдогану с призывами оказать давление на Кишинёв и защитить автономию и её особый статус. В письме президенту Путину она подчеркнула, что молдавские власти преследуют её за пророссийские взгляды и добрые отношения с Россией. В письме к Эрдогану Гуцул напомнила об исторической поддержке Турцией гагаузского народа, попросив президента Турции снова защитить интересы Гагаузии в критический момент.
Официальной реакции из Кремля и Анкары на эти обращения публично не последовало, однако представитель МИД России Мария Захарова резко раскритиковала действия молдавских властей, назвав преследование Евгении Гуцул «европейскими антиценностями в действии». По её словам, вместо традиционно мирной страны Брюссель создаёт в Молдавии «либеральную диктатуру». Позднее Захарова напрямую обвинила президента Майю Санду и её западных партнёров в дестабилизации обстановки в стране. В свою очередь, Евросоюз полностью поддержал позицию официального Кишинёва и в октябре 2024 года ввёл санкции против Гуцул и ещё троих чиновников Гагаузии, обвинив их в «продвижении сепаратизма» и «угрозе суверенитету Молдавии».