Несколько слов об обнаружении атакующих ПТУР экипажем Т-72Б3М в реалиях поля боя. Когда "Арены-М" и УФ-датчики - экспонаты выставок
В то время как в новостном и военно-аналитическом секторах Рунета на протяжении нескольких лет продолжают циркулировать промо-видео с ходовыми испытаниями Т-90М, оснащённых КАЗ "Арена-М", а телеканал "Звезда" ещё в сентябре 2024 года продемонстрировал башню Т-72Б3М с противоснарядами-перехватчиками "Арены-М" на сборочной линии, в реальности наблюдаем следующую ситуацию...
Механик-водитель танка Т-72Б3М Новороссийского гвардейского десантно-штурмового горного соединения с позывным «Аргон» поделился опытом действий в критических ситуациях:
Если мы стреляем с закрытой огневой позиции, механик, имея небольшой обзор, он никогда не смотрит по сторонам. Он всегда должен смотреть прямо и наблюдать, потому что зачастую видно, как летит, допустим, ПТУР. Как только он видит летящий на себя ПТУР, он должен резко покинуть эту позицию, даже не предупредив командира танка, то есть он берет на себя ответственность, включает задний ход и максимально пытается уйти от попадания ПТУРом.
Другими словами, серийные Т-72Б3М не располагают не только КАЗ "Арена-М", но ультрафиолетовыми датчиками для своевременного обнаружения УФ-излучения факелов РДТТ запущенных ПТУР. Но ведь и глаза механика-водителя, функционирующие в видимом оптическом диапазоне волн, в условиях задымлённости и запылённости в зоне огневого контакта могут обнаружить факел и дымовой след РДТТ ПТУР далеко не сразу после старта, а лишь тогда, когда ракета уже преодолела более 50% (а возможно и более) траектории.
Если же танки будут оснащены даже относительно недорогими ультрафиолетовыми датчиками (в десятки раз дешевле КАЗ "Арена-М"), то обнаружение ПТУР будет просходить гораздо раньше и у мехвода будет гораздо большее временное "окно" для "отката" даже тем же задним ходом. И длительность этого временного "окна" может иметь критическое значение, ведь скорость заднего хода у Т-72Б3М и Т-90М в боевых условиях на грунтовой поверхности варьируется от 8 до 12 км/ч (у "Leopard-2A6" - 25 - 30 км/ч).
Другими словами, в случае с ударом ПТУР BGM-71F или "Стугна-П" вся надежда остаётся на зоркий глаз и хорошую реакцию мехвода, а также на элементы динамической защиты 2С22 "Контакт-5". Что касается скорости заднего хода, то лидером по данному параметру является перспективный ОБТ Т-14 "Армата", оснащённый перспективной трансмиссией и демонстрирующий 35 - 40 км/ч, чего достаточно для оперативного ухода за экран рельефа местности с линии прямой видимости для оптико-электронных прицельных средств ПТРК противника. @RussianArms