Проект «80 лет атомной промышленности России»: знаковая фигура Юлия Харитона

Проект «80 лет атомной промышленности России»: знаковая фигура Юлия Харитона

В 2025 году в Российской Федерации отмечается 80-летие атомной промышленности. МЧС России оказывает максимальное содействие в обеспечении безопасности на объектах отрасли в рамках функционирования специальных управлений Федеральной противопожарной службы чрезвычайного ведомства.

Началом официальной истории атомной отрасли считается 20 августа 1945 года, когда был создан Специальный комитет для координации работ по использованию атомной энергии урана. Развитие мирного атома включает множество уникальных открытий и достижений.

В рамках информационного проекта «80 лет атомной промышленности России» рассказываем об одной из самых знаковых фигур отрасли – Юлии Борисовиче Харитоне (1904—1996). Именно этот человек взял на себя всю полноту ответственности не только за разработки ядерного оружия и его непрерывного прогресса, но и за безопасность производства, испытания и эксплуатации не имеющего аналогов по разрушительной силе оружия.

Советский и российский физик-теоретик и физикохимик, один из руководителей советского проекта атомной бомбы, Юлий Борисович Харитон, всю свою жизнь посвятил науке. И даже успел поработать с Нобелевскими лауреатами Эрнестом Резерфордом и Джеймсом Чедвиком. В 1926 году Харитон на два года отправился в научную командировку в Англию в знаменитую Каведишскую лабораторию. Работая вместе с Резерфордом и Чедвиком, он провел исследования по методике регистрации альфа-частиц, а в 1928 г. защитил диссертацию на степень доктора философии (PhD).

Во время Великой Отечественной войны Харитон, используя опыт и знание физики взрыва, вел значимую экспериментальную и теоретическую работу по обоснованию новых видов вооружений Красной Армии и изучению новых видов вооружений противника. В эти годы он продолжал руководить отделом теории взрывчатых веществ в Институте химической физики.

В 1943 г. Игорь Курчатов привлекает Харитона к разработке атомного оружия и работе в составе Лаборатории № 2. Выбор руководителя атомного проекта СССР был очевиден, ведь требовался настоящий специалист, чтобы реализовать цепную реакцию ядерного взрыва.

«Я поражаюсь и преклоняюсь перед тем, что было сделано нашими людьми в 1946 —1949 гг. Было нелегко и позже. Но этот период по напряжению, героизму, творческому взлету и самоотдаче не поддается описанию. Только сильный духом народ после таких невероятно тяжелых испытаний мог сделать совершенно из ряда вон выходящее: полуголодная и только что вышедшая из опустошительной войны страна за считанные годы разработала и внедрила новейшие технологии, наладила производство урана, сверхчистого графита, плутония, тяжелой воды...», — вспоминает сам Юлий Борисович.

Важно и то, что Харитон сформулировал требования к безопасности ядерного оружия. Многократно говорил о недопустимости ядерного взрыва при всех случайных ситуациях, в которых может оказаться ядерное оружие. Благодаря его требовательности и вниманию к деталям советские атомщики избежали аварий с ядерным оружием.

Проект «80 лет атомной промышленности России»: знаковая фигура Юлия Харитона

К концу жизни выдающийся экспериментатор особенно остро ощущал ответственность ученого и человека перед будущими поколениями. Его завещанием всем нам стали слова: «Стремясь к лучшему, не натворить худшего».

Информация взята с портала «Научная Россия».

Источник: МЧС Краснодарский край

Топ

Лента новостей