Евгений Дога — советский и российский композитор, народный артист СССР, автор музыки более чем к 150 фильмам. Свой путь он начал еще в детстве, не имея ни инструмента, ни учителей, — лишь большое желание и талант, который просился на свободу. Фильмы с музыкой Доги стали классикой, а сами мелодии давно живут самостоятельной жизнью, появляясь на праздниках и концертах. Вспоминаем, каким был путь Евгения Доги, как он познакомился с режиссером Эмилем Лотяну и создал свои главные произведения.
С решетом и проволокой в музыкальное училище
Евгений Дога родился в 1937 году в селе Мокра Молдавской АССР. Его детство пришлось на годы Великой Отечественной войны и было омрачено трагедией: отец погиб на фронте. Воспитанием Евгения занималась мать, она всегда поддерживала его увлечение творчеством. С детства Дога любил слушать выступления музыкантов в сельском клубе, а после стал играть в школьном ансамбле и на свадьбах — на самодельной мандолине из старого решета и проволоки. Настоящего инструмента у него не было.
Музыка всегда была со мной, может, потому что моя фамилия начинается с ноты доЕвгений Дога ("Подмосковье", 2013)
В музыкальной школе Евгений Дога не учился, но, окончив семь классов общеобразовательной, поехал в Кишинев — поступать в музучилище. Без подготовки он успешно прошел вступительные испытания. "Я считаю, что самый большой репетитор в таких делах — это все-таки Бог", — позже говорил в интервью Дога. Однако к занятиям Евгений смог приступить только спустя три месяца: по воспоминаниям композитора, его матери пришлось продать часть своего свадебного приданого, чтобы он смог устроиться в Кишиневе.
В 1950-е годы Дога обучался в Музыкальном училище им. Штефана Няги (ныне — Музыкальный колледж им. Штефана Няги) по классу виолончели. Затем стал студентом Кишиневской консерватории им. Гавриилу Музическу, где изучал композицию. Дога вспоминал, что еще сильнее его влюбил в музыку его педагог— итальянский музыкант Пабло Джованни Баччини, который чудом оказался в СССР и на русский манер получил имя Павел Иванович.
Карьеру Евгений Дога начинал как виолончелист — с третьего курса он играл в оркестре на радио. На заработанные деньги купил еще и фортепиано в кредит, но вскоре с исполнительского пути пришлось свернуть. "Я до 25 лет жил в подвале. Это повлияло на руку, ее парализовало буквально накануне госэкзамена. Потом удалось ее залечить, хотя она болит до сих пор", — рассказывал Дога в одном из интервью. Продолжать выступать было сложно, поэтому Дога решил, что ему нужно сосредоточиться на теории музыки и сочинении.
Поиск себя и "своих"
В 1960-х годах Евгений Дога преподавал композицию и теорию студентам, параллельно работал музыкальным редактором в издательстве "Книга Молдовы" и был членом репертуарно-редакционной коллегии Министерства культуры Молдавии.
В те же годы он сочинял произведения для ансамбля, оркестра, хора — симфонические поэмы, кантаты, пьесы, струнный квартет. Однако вскоре столкнулся с кризисом: будучи выпускником консерватории, Дога был требователен к себе, не хотел создавать вторичную музыку, а нащупать собственный стиль было непросто.
Поворотным для Евгения Доги стало знакомство с молодым поэтом Георгием Водэ, который собирался снимать картину на студии "Молдова-фильм" и пригласил Догу в качестве композитора. Музыкант, которому на тот момент было около 30 лет, поначалу отнекивался — говорил, что не знает, как писать мелодии для кино. Но дебют оказался успешным, и с 1967 года Дога стал сотрудничать с киностудией, сочинив музыку еще для многих картин.
Кино — моя большая любовь, еще с детства. Кишинев после войны был разрушен на 90%, и фильмы показывали не в кинотеатрах, на открытых площадках. Мы с друзьями залезали на дерево и смотрели фильмы оттуда. С тех пор я очень люблю музыку Дунаевского, она у него мелодичная, с подголоскамиЕвгений Дога ("Местное время", 2015)
На молдавской киностудии Евгений Дога подружился с режиссером Эмилем Лотяну. Они познакомились в Кишиневе еще в конце 1950-х, но теперь им выпал шанс вместе поработать: их первой совместной картиной стала драма "Лаутары" (1971) — о бродячих народных музыкантах Молдавии. "Для меня как для музыканта "Лаутары" значимы прежде всего потому, что вернули меня к фольклору, к истокам, ко мне самому. По аналогии с "Моими университетами" Горького я назвал эту работу с Эмилем "Моими консерваториями", — признавался позже в интервью Дога.
Благодаря "Лаутарам" родился новый, важный для советского кино тандем — Дога рассказывал, что после съемок им с Лотяну не хотелось расставаться: "Нас связывало только творчество, но мы настолько привыкли почти все время проводить вместе, что поневоле задумались, что будем делать поодиночке".
Главный вальс и всесоюзная любовь
Знаменитыми Евгения Догу и Эмиля Лотяну сделала их следующая совместная работа — музыкальная драма "Табор уходит в небо" (1976), производство которой шло уже на "Мосфильме". Чтобы сделать картину о цыганском таборе колоритной и достоверной, режиссер и композитор собирали фольклор по всей стране. "Музыкальной основой фильма стало творчество забайкальских цыган — раритетные песни семьи Бузылевых, которую абсолютно не затронула цивилизация", — рассказывал Дога.
Музыка — далеко не только мелодия: музыка — это состояние души... Можно написать сотню аккордов, но они будут пустыми. А две ноты, два интервала Бетховена настолько энергетически насыщены! Точно так же в поэзии можно найти одно-единственное слово, и этим словом будет сказано всеЕвгений Дога ("Радио России", 2017)
Как и "Лаутары", картина с успехом была показана на международных кинофестивалях. Однако, когда Лотяну задумал снимать фильм "Мой ласковый и нежный зверь" (1978), руководство "Мосфильма" засомневалось, что Евгений Дога, заявивший о себе молдавской и цыганской музыкой, сможет написать мелодии для драмы по Чехову. Режиссер отстоял своего коллегу и друга, но самому Доге пришлось нелегко.
К сцене свадьбы композитор должен был придумать мелодию в сжатые сроки, и процесс никак не шел. "Я хотел подобрать музыку XIX века, но ничего подходящего не нашлось. Тогда я решил, что напишу вальс. Но Штраус создал столько вальсов, какой вальс можно написать после него?" — вспоминал Дога в интервью. До съемок оставался один день, оркестр был уже заказан, Лотяну торопил и нервничал, и в итоге Дога начал прямо при нем импровизировать. Случайно родившуюся музыкальную тему он за ночь развил и переложил в аранжировку для оркестра. Так и появился легендарный вальс из фильма "Мой ласковый и нежный зверь" — простой, но берущий за душу. После эта музыка переросла фильм: звучала на церемониях открытия Олимпиады-80 в Москве и Олимпиады 2014 года в Сочи, до сих пор исполняется на многих праздниках и концертах. Вальс признан ЮНЕСКО одним из четырех музыкальных шедевров XX века.
Созданная музыка — всего лишь результат накопленной энергии. Такая энергия накапливается лишь в результате огромного желания. Человек должен всей душой хотеть, желать чего-тоЕвгений Дога ("Вечерняя Москва", 2017)
Четвертой и последней совместной киноработой Доги и Лотяну стала картина "Анна Павлова" (1983) о жизни великой балерины. Сочиняя музыку для этого фильма, Дога обратился к наследию классиков и написал мелодии с оммажем творчеству Чайковского, Рахманинова, Листа и других композиторов-романтиков. Также Догой и Лотяну в соавторстве был создан балет "Лучафэрул" (1983).
Наследие
За свою жизнь Евгений Дога написал музыку более чем к 150 фильмам. Среди знаковых картин, над которыми он работал, — "Мария, Мирабела" (1981), "Портрет жены художника" (1981), "Гонки по вертикали" (1982), "Одиноким предоставляется общежитие" (1983), "Королева Марго" (1996)", "Благословите женщину" (2003) и другие. Дога сотрудничал с такими режиссерами, как Самсон Самсонов, Георгий Натансон, Станислав Говорухин, Александр Муратов. В 1990-е — непростой для отечественного искусства период — композитор смог устоять и продолжил сочинять, в том числе для сериалов.
Вообще, музыка моя отделилась от меня и я уже служу лишь приложением к ней. Благодаря кино я испробовал почти все музыкальные жанры, что помогает мне в написании сложных музыкальных форм, как симфонии, кантаты, арии или инструментальной пьесыЕвгений Дога ("Вечерняя Москва", 2018)
Посвятив почти всего себя кино (чаще всего Дога работал параллельно над несколькими фильмами), музыкант не забывал и про академическое искусство. Он оставил после себя оперу "Диалоги любви" (1997), произведения для симфонического оркестра, сочинения для хора, романсы, пьесы, два реквиема, а также музыку, созданную для драматических спектаклей. Кроме того, Евгений Дога — автор гимна Кишинева и многих песен для звезд эстрады — Софии Ротару, Аллы Пугачевой, Иосифа Кобзона, Эдиты Пьехи, Ларисы Долиной и других.
Дарья Шаталова